Председатель Госдумы, лидер партии "Единая Россия" Борис Грызлов заявляет, что никаких ограничений в распространении информации по интернету быть не должно, если всемирная сеть не выступает в качестве инструмента дестабилизации ситуации и не используется террористами. Таким образом спикер во вторник прокомментировал поправки в закон "О СМИ", регламентирующие деятельность в РФ интернет-изданий. Один из инициаторов поправок, зампред объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Владимир Слуцкер сообщил накануне, что ключевой поправкой в закон должно стать положение об обязательной регистрации сайтов и блогов с аудиторией не менее 1000 посещений в день.
"Что касается интернета, ни в коей мере не должно быть наступления на (его) свободу", - сказал Грызлов, отвечая на вопрос в связи с предложением сенатора Владимира Слуцкера. Грызлов заметил, что пока такого закона нет и трудно комментировать идею, поскольку она, будучи переложенной на бумагу, может претерпеть серьезные изменения.
- Слуцкер: поправки о СМИ не коснутся блогов
- Сенаторы разошлись во мнениях, надо ли применять закон о СМИ к сайтам
Если же оценивать предложение в целом, заметил он, говоря о свободе Интернета, то нельзя не видеть и другую сторону проблемы – необходимость обеспечения безопасности, сообщает "Интерфакс". "Мы знаем, что интернет зачастую используется как инструмент в целях дестабилизации в целях террористических", - сказал спикер. "Вот такое использование Интернета нужно пресекать", - подчеркнул он.
"А что касается свободы пользования для благих целей – никаких ограничений быть не должно", - добавил Грызлов. Напомним, в октябре прошлого года руководство МВД и Генпрокуратуры под предлогом борьбы с экстремизмом обратилось к сенаторам с предложением законодательно ввести ответственность владельцев информационных ресурсов в российском сегменте интернета за размещаемую на них информацию. Тогда же сообщалось, что параллельно в Госдуме уже готовится законопроект о приравнивании размещения материала в интернете к публикации в СМИ.
После принятия соответствующего закона на интернет распространится действие Уголовного и Административного кодексов РФ и любое критическое замечание в адрес властей может превратиться в оскорбление или клевету. Это может привести и к закрытию интернет-форумов, так как их владельцы могут быть наказаны за высказывания участников форумов, если они будут сочтены экстремистскими.
Между тем политологи и эксперты сходятся во мнении, что интернет в России уже давно стал основным местом политических дискуссий, поскольку на телевидение и в подавляющее большинство печатных СМИ оппозиции "вход заказан".
Инициатива законодателей в понедельник вызвала дискуссии у блоггеров. Они быстро поняли, что закон фактически распространится на каждого из них, во всяком случае, так называемых "тысячников". В частности, в системе блогов LiveJournal таких авторов, чьими постоянными читателями является 1000 человек и более, насчитывается уже несколько сотен. "Это примерно то же самое, что признать СМИ любую бумажку на столбе, мимо которого ходит больше тысячи человек в день", - пишет известный блоггер, ведущий "Эха Москвы" Александр Плющев. Между тем во вторник Слуцкер поспешил успокоить блоггеров.
Слуцкер: поправки о СМИ не коснутся блогов
Поправки к закону "О СМИ", которые готовит Совет федерации в отношении интернета, не затронут сайты знакомств, поисковики и блоги. "Готовящиеся поправки в закон "О СМИ", которые сегодня оживленно обсуждаются интернет-сообществом, касаются исключительно сайтов, которые по факту являются интернет-СМИ, хотя таковыми в данный момент и не зарегистрированы", - сказал во вторник один из инициаторов поправок, заместитель председателя Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при СФ Владимир Слуцкер. По его словам, "блогосфера, сайты знакомств, поисковики не попадут под действие закона, поскольку не являются средствами массовой информации". На просьбу уточнить суть поправок, он отметил, что "в действующем законе "О СМИ" нет определения интернет-СМИ, поскольку закон был принят в 1991 году, а рунет появился три года спустя - и все эти СМИ попадают под категорию "и иные формы периодического распространения массовой информации". "Кстати, под это определение формально попадают вообще все сайты, которые размещают информацию на регулярной основе. Поэтому разработчики законопроекта намерены внести поправку в статью 2 закона "О СМИ", которая даст юридическое определение интернет-изданиям, и тем самым установит правовые рамки применения закона "О СМИ" в интернет-пространстве", - отметил сенатор. "Таким образом, предлагаемые нововведения задают не только количественные параметры интернет-СМИ (об обязательной регистрации интернет-изданий с аудиторией не менее 1000 посещений в день), но и их качественное отличие от других популярных сайтов", - подчеркнул Слуцкер.
Сенаторы разошлись во мнениях, надо ли применять закон о СМИ к интернет-сайтам
В комиссии по информационной политике Совета Федерации заявляют, что в палате пока не разрабатывается законопроект о регулировании интернета, в соответствии с которым сайты с посещаемостью более 1000 человек в сутки должны регистрироваться как СМИ. "Ни в Совете Федерации, ни в нашей комиссии такой законодательной инициативы нет. Более того, эта законодательная инициатива не имеет никакого отношения к комиссии по информационной политике", - сказала сенатор Людмила Нарусова.
При этом она подчеркнула, что сенатор Владимир Слуцкер не является членом комиссии и, естественно, на заседаниях этой комиссии не присутствует. "На днях у нас прошло заседание, где мы говорили о необходимости введения правовых норм в интернете за распространение детской порнографии, призывов и материалов террористического и националистического характера, но речи о том, чтобы приравнять сайты, которые посещают от 1000 человек, к СМИ даже и не шло, - подчеркнула Нарусова. - Это личная инициатива господина Слуцкера".
Она не стала вдаваться в подробности, заметив лишь, что когда Слуцкер представит в Совет Федерации свою идею как законодательную инициативу, тогда и можно будет ее обсуждать подробно. "Любой член Совета Федерации или Госдумы имеет право законодательной инициативы. Но пока из обрывочных сведений я не могу составить мнение. Это пока что сотрясание воздуха", - сказала Нарусова.
В свою очередь глава комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин отметил, что речь должна идти не о введении цензуры и контроля в интернете, а речь об упорядочении деятельности тех людей, которые распространяют информацию через интернет.
"СМИ - есть средство, и не важно, это информация на бумаге, в интернете или в электронном виде, и не важно, как человек получает эту информацию. Если мы говорим о массовости СМИ, надо обратить внимание на те критерии, которые уже существуют в России", - сказал он. По словам Шарандина, речь идет о том, что СМИ с тиражом в 1000 экземпляров должно регистрироваться, следовательно, к содержанию сайтов с посещаемостью в 1000 человек, по мнению сенатора, применимы те же критерии, что и к к информации, распространяемой на любом носителе.
"Те, кто распространяет информацию, должны определенным образом свои действия соотносить с существующим законодательством. С одной стороны, распространение информации влечет за собой определенную структуризацию деятельности людей, ее распространяющих, и здесь надо очень тонко и тщательно переходить к разделению, потому что это могут быть зеркала, то есть электронные версии печатных СМИ - подборки новостей в поисковых системах, либо это могут быть блоги, которые по организации кардинально отличаются от организации редакций газет", - пояснил Шарандин. По его словам, виды СМИ, которые распространены в интернете, гораздо более многообразны, чем те, к которым мы привыкли традиционно.
"Но ключом остается все равно средство массовой информации. Для меня важным является то, что человек, работающий в СМИ, должен быть журналистом и обладает правом на получение информации, на ответы на свои запросы со стороны чиновников", - подчеркнул Шарандин, отметив, что журналист должен нести ответственность за информацию, которую он распространяет.
"Речь должна идти о том, что за все, что человек делает, он должен нести ответственность, и то, что делает человек, должно государством охраняться и гарантироваться в рамках действующего законодательства", - сказал Шарандин.