Гражданская активность москвичей, проявившаяся после декабрьских выборов в Госдуму и выводящая их на новые протестные митинги после выборов президента, заставила столичную мэрию задуматься о корректировке 54-го федерального закона о массовых мероприятиях. "Возможно, пришло время подумать над этим, поскольку, как показало время, этот документ несовершенен", - заявил "Интерфаксу" в понедельник высокопоставленный источник в городской администрации.
Он заявил, что многотысячные акции последних трех месяцев вызвали нарекания со стороны простых горожан. "Митинги и шествия, которые проходят в центре столицы, нарушают привычный ритм жизни города, создают помехи для движения транспорта, наносят ущерб городскому хозяйству", - сказал источник.
Такой же тезис содержится в докладе мэру Сергею Собянину, направленном его замом по вопросам ЖКХ Петром Бирюковым. В этом документе, который ранее процитировала пресса, в частности, сообщается, что митинги серьезно осложнили работу коммунальных служб и принесли миллионные убытки городскому бюджету.
- Оппозиционеры: власть выбирает опасный и глупый путь, что лишь обострит ситуацию
- На Западе опасаются, что активисты "снежной революции" впадут в спячку
- "Уставшие" журналисты решили устроить митинг против митингов
Отвечая на вопрос агентства, может ли этот доклад послужить поводом для ограничений на акции в центре Москвы, источник в мэрии сказал, что "этот документ является чисто техническим". "Это стандартный доклад, который готовится регулярно, и сам по себе он не повлечет за собой каких-либо далеко идущих решений", - пояснил он.
По его словам, вопрос о согласовании или отказе в проведении массовых акций в центре города должен рассматриваться в комплексе, "с учетом всех плюсов и минусов". Источник добавил, что вопрос о возможной корректировке закона должен быть внимательно изучен, а окончательное решение - это компетенция российских законодателей.
Чуть позже председатель Мосгордумы Владимир Платонов заявил Газете.Ru, что разработать поправки в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" хочет столичный парламент. Митинги и шествия, по его мнению, не должны проводитсья вблизи жилых домов, торговых центров и гостиниц.
"Огромное количестве митингов приводит к возникновению проблем у простых москвичей, и мы не можем не обратить внимание на это. Сегодня я направил запрос в правительство Москвы с просьбой дать информацию о том, насколько массовые мероприятия мешают каждодневной жизни города. После того как эту информацию мы получим, будем обсуждать возможность внесения в законодательство поправок", - сказал Платонов.
"Мне кажется, в Москве можно определить несколько территорий, рядом с которыми нельзя проводить крупные мероприятия, чтобы не мешать обычным жителям. Например, вблизи жилого сектора, гостиниц и торговых центров", — сказал спикер.
Другой вице-мэр назвал подсчеты своего коллеги "глупым занятием"
Несмотря на эти уверения, мэрии пришлось позже объясниться более подробно. Вице-мэр Александр Горбенко, с которым согласовывались все митинги последнего времени, заявил в эфире "Эха Москвы", что никаких официальных заседаний на тему поправок в закон не проводилось, и мэр такую задачу не ставил, так что законодательно "выживать из центра" оппозицию городские власти не намерены.
Вместе с тем Горбенко подчеркнул, что закон можно корректировать, тем более что, по его словам, в нем есть "слабо прописанные моменты и неточности, которые можно трактовать по-разному". Он не уточнил, какие именно моменты имеет в виду. По словам вице-мэра, обсуждать подобные недоработки вполне логично, однако никакой срочности здесь быть не может.
Также, по словам Горбенко, которые приводит РИА "Новости", убытки от митингов не являются критическими для бюджета Москвы.
"Затраты вряд ли критичны для бюджета города. Хотя наш бюджет и имеет дефицит, надо каждую копейку считать. Все, что обсуждается в публичном поле, не имеет цены", - сказал Горбенко. Он отметил, что общие затраты, понесенные бюджетом города от прошедших митингов, подсчитать тяжело.
"Поэтому перевод копейки в кубометры, тонны бензина довольно глупое занятие. Я бы не стал этим заниматься", - подчеркнул заммэра.
В целом Горбенко совершенно отчетливо вступился за митинги: "Нам без уличной активности не построить гражданское, сформировавшееся, устойчивое, демократическое общество. Все, что происходит на улицах, это волеизъявление граждан. Их активность нужна всем: и гражданам, и властям", - сказал Горбенко на брифинге в понедельник. По его словам, в последние месяцы активную гражданскую позицию проявляют те, кому еще недавно "было все равно".
"Я сильно переживал, когда огромное количество граждан, которые теперь ходят на Болотную и в другие места, в том числе мои друзья, друзья друзей, еще два года назад лежали, не отрывая самое красивое место от дивана. Рад и счастлив, что сегодня люди проявляют активную жизненную позицию. Мы с таким подходом будем двигаться дальше", - сказал заместитель мэра Москвы.
Помимо этого, он отметил, что городские власти при согласовании и организации митингов будут учитывать зарубежный опыт, который, впрочем, не всегда приемлем для России. Например, жители Женевы на референдуме выступили за ужесточение правил проведения митингов, в том числе введение штрафов в сумме 100 тысяч швейцарских франков за участие в несогласованных акциях.
"Думаю, сталинские времена наступают в Женеве", - сказал Горбенко. "Мы западный опыт будем учитывать, но мы понимаем, что в странах с устоявшейся демократией одна ситуация, им, может быть, не надо этого всего", - добавил заместитель мэра.
Он отметил, что власти Москвы в своих отношениях с оппозиционерами "руководствуются здравым смыслом - одним из основополагающих принципов демократического общества".
"Никто не может обвинить городские власти в том, что мы пытаемся подпольными методами выжить любым способом. Это глупо", - сказал Горбенко.
Горбенко за снятие излишней ответственности с организаторов акций
В Федеральном законе №54 "О митингах" прописана излишняя ответственность организаторов публичных акций, считает заместитель мэра Москвы Александр Горбенко.
"По 54-му закону за порядок на мероприятии отвечают организаторы", - напомнил Горбенко журналистам. Так, по его словам, в случае "дезорганизации на митинге, перешедших в стадию нарушений общественного порядка", вмешиваются правоохранительные органы.
"Ответственность организаторов очень четко прописана в законе. Может быть даже избыточно. Она несоизмерима с возможностями организаторов. Если митинг 500 человек, организаторы могут навести порядок, а если это 30-40-50 тысяч, то откуда у них такие возможности. Как вдруг остановить и распустить 50-тысячный митинг организаторам, не понимаю", - сказал заммэра. По его словам, на крупных митингах порой даже правоохранительным органам трудно навести порядок.
"Здесь бы я даже как-то немножко снял уровень ответственности организаторов и переложил его на власти и на правоохранительные органы. Можно написать все, что угодно, но это нереально выполнить", - добавил Александр Горбенко.
В свою очередь, председатель комиссии столичного парламента по безопасности Инна Святенко сообщила РИА "Новости", что Мосгордума не работает над ужесточением закона, однако считает подобные поправки целесообразными.
Стоит также напомнить об инициативе создать в Москве место наподобие лондонского Гайд-парка, где оппозиционеры и прочие "несогласные" могли бы беспрепятственно собираться. Впервые ее озвучил еще в 2009 году президент Дмитрий Медведев, но развития не получилось, а спустя три года, в середине февраля, предложение вновь выдвинул премьер и теперь уже избранный президент Владимир Путин. Звучало это как его личная инициатива, Медведева он не упоминал.
Будет ли инициатива реализована, предсказать невозможно, но в мэрии вопрос уже прорабатывают. Горбенко сообщил в понедельник на брифинге, что курирует его по поручению мэра Собянина, однако пока серьезного продвижения нет. Пока только создается рабочая группа по "Гайд-парку" - политические партии и движения обсуждают, кого из своих представителей в нее направить.
Вице-мэр попутно заметил, что в столице существует достаточно медийных ресурсов для того, чтобы выражать свою политическую позицию. "Хочешь - "Первый канал", хочешь - телеканал "Дождь", - сказал он.
Оппозиционеры: власть выбирает опасный и глупый путь, что лишь обострит ситуацию
У представителей оппозиции, которые выводят своих сторонников на протестные акции, вызвал беспокойство уже сам факт того, что в мэрии пошли разговоры об изменении закона. Так, сопредседатель Партии народной свободы ("Парнас") Владимир Рыжков усматривает в этом "попытку ограничить конституционные права граждан".
"Такие ограничения будут противозаконными и на практике ни к чему хорошему не приведут. Более того, за счет таких запретов можно добиться противоположного эффекта - люди все равно будут выходить на акции, и это только обострит ситуацию", - прокомментировал он "Интерфаксу".
Корректировку закона о митингах Рыжков считает необоснованной и утверждает, что если массовые акции хорошо организованы, они не нарушают жизненный ритм города. "Вспомните последние акции: на Пушкинской площади и на Новом Арбате. Хотя на них пришли тысячи и тысячи людей, это не потребовало перекрытия Тверской и Нового Арбата", - привел пример политик.
А координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов считает, что ужесточение закона о митингах приведет к негативным последствиям потому, что вызовет возмущение людей. "Если власти сейчас бросятся переписывать законы, запрещать митинги, закрывая это пространство свободы, такая реакция на митинги будет самой глупой и опасной", - сказал он агентству.
"Понятно, что власти неприятно слушать критику в свой адрес. Ей хочется, чтобы никаких митингов не было, чтобы все было тихо. Но для этого надо проводить соответствующую политику, устраивающую подавляющее количество людей", - советует оппозиционер.
В эфире "Эха Москвы" Удальцов высказал мнение, что заявления о возможной корректировке закона о митингах прямо свидетельствуют о недовольстве московских властей гражданской активностью. Он отметил, что благодаря выросшей гражданской активности власти вынуждены согласовывать в центре города массовые протестные акции и шествия, чего не было раньше.
Кстати, Александр Горбенко тоже дал понять, что считает такой способ пресечения протестов "глупым": "У властей желания таким глупым способом заглушить протестные настроения не было", - приводит его слова "Интерфакс".
Запад подводит итоги протестной зимы, опасаясь, что активисты "снежной революции" впадут в спячку
Пока власти и оппозиция обмениваются мнениями о свободе гражданской активности, пресса переживает за ее снижение. Накануне российские газеты и аналитики заговорили о кризисе в стане оппозиции и разочаровании тех, кто ходил на зимние акции. А в понедельник зарубежные издания рассуждают, впадут ли активисты "снежной революции" в весеннюю "спячку" - вопреки законам природы.
Протестное движение теряет динамику, российская демократическая кампания лишилась своей движущей силы, в оппозиции, состоящей из разрозненных течений, стали все сильнее проявляться противоречия - такими наблюдениями делятся журналисты иностранных изданий, обзор которых подготовил сайт InoPressa.
Анализируя митинг 10 марта на Новом Арбате, они констатируют, что он был не столь массовым, как раньше. Еще в ноябре такую манифестацию назвали бы историческим событием, но после переполненных площадей последних недель организаторы пережили определенное разочарование. С лиц молодых людей сошли дерзкие улыбки. Всем понятно, что момент усталости неизбежен, а перспектива прожить как минимум шесть лет при той же власти подкосила энтузиазм, ограничила творческую инициативу, пишет La Repubblica.
Около 20 тысяч протестующих в субботу провели седьмую и заключительную демонстрацию этой зимы - но это лишь часть недавних толп, охваченных эйфорией в предвкушении свержения долговременного лидера. Скандирование "Россия без Путина!" звучало и сейчас, но настрой был более трезвомыслящим, и демонстранты разошлись, не договорившись о следующем митинге, сообщает обозреватель The Wall Street Journal.
"Снег в Москве пока еще лежит, но активный протест против Путина начинает таять", - пишут корреспонденты Spiegel. После целой недели самокопания и аналитических некрологов "революции" финальный антипутинский митинг казался завершающим аккордом долгой и пылкой импровизации, резюмирует обозреватель Foreign Policy.
Протестное движение ищет новые способы давления на власть, сообщает корреспондент The Financial Times. Те, кто вышел на митинг в минувшую субботу, готовятся к затяжной борьбе, "их цель - постепенно расшатать монополию Путина на власть", говорится в статье.
Не способное оспорить избрание Путина на пост президента, "российское оппозиционное движение ищет более прагматичных путей и посланий", - вторит обозреватель The Wall Street Journal и цитирует лидера "Яблока" (газета называет его лидером либеральной оппозиции) Григория Явлинского. Тот сказал: "Если на создание этой системы ушло 15 лет или около того, нам потребуется несколько лет - три, четыре года - на то, чтобы демонтировать ее. Путь будет долгим и трудным".
Теперь "необходимо ощущение общей цели для разрозненных течений, составляющих оппозиционное движение, и много трудной работы по строительству политических структур, которые придадут ему больше убедительности", говорится в статье The Financial Times. "Маловероятно, что нынешнее оппозиционное движение свергнет Путина в краткосрочной перспективе, но дорога для изменений открыта", - полагает газета.
Обозреватель Foreign Policy тоже убеждена, что некрологи протестному движению писать рано. Развитие ситуации зависит от того, как поведут себя протестующие и как будет реагировать на них избранный президент Владимир Путин: станет ли он усложнять им жизнь или просто будет их игнорировать.