Стали известны подробности задержания и последующего ареста бывшего начальника главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) Дениса Сугробова. По данным газеты "Коммерсант", в Басманном суде, который в минувший четверг решал вопрос о мере пресечения, были зачитаны отрывки из оперативной справки 9-го управления ФСБ.
Чекисты установили, что генерал недавно выезжал "в приграничные регионы страны" "для рекогносцировки, залегендированной под туристическую поездку". Сам Сугробов сообщил суду, что рекогносцировкой ФСБ посчитала его поездку на рыбалку в Астраханскую область, куда он отправился вместе с женой и 12-летним сыном.
По версии "Московского комсомольца", Сугробов собирался рыбачить не в Астрахани, а в Волгограде, а в СИЗО был отправлен, поскольку, помимо прочего, систематически не являлся на допросы. При рассмотрении ходатайства в суде 34-летний генерал-лейтенант настаивал на том, что уведомил о своем отъезде из Москвы следователя телеграммой (она была продемонстрирована), но следователь пояснил, что не понял, кто был отправителем.
Следователь главного следственного управления СКР Руслан Миниахметов заявил суду, что бывший глава ГУЭБиПК подозревается в тяжких и особо тяжких преступлениях - превышении должностных полномочий (ч. 3 ст. 286), организации провокации взятки (ч. 3 ст. 33 и ст. 304) и организации преступного сообщества (ч. 3 ст. 210) УК РФ. Как отметил следователь, причастность Сугробова к этим преступлениям подтверждена материалами его оперативной разработки и показаниями очевидцев. Оставаясь на свободе, подозреваемый может скрыться от следствия, уничтожить улики и согласовать свои показания с остающимися на свободе соучастниками, посчитало следствие.
Представитель Генпрокуратуры поддержал версию, отметив, что, если Сугробова не взять под стражу, он "продолжит" воздействовать на свидетелей из числа своих бывших подчиненных. Суд прислушался к доводам и арестовал генерала до 8 июля.
Дело Сугробова является следствием конфликта ФСБ и МВД, утверждают адвокаты
В письме на имя президента РФ Владимира Путина, опубликованном председателем президиума организации "Офицеры России" Антоном Цветковым в Facebook, Денис Сугробов опровергает слухи о том, что его супруга является родной сестрой помощника президента Константина Чуйченко, который якобы оказывал ему протекцию, и утверждает, что следователь по его делу, С. Новиков, "полностью ангажирован сотрудниками УСБ ФСБ, приложивших немало усилий для его назначения на должность".
По данным экс-начальника ГУЭБиПК, в настоящее время сотрудники Следственного комитета изымают уголовные дела коррупционной направленности и в обмен на "лживые показания" меняют им меры пресечения на более мягкие.
А представленная Цветковым позиция адвокатов задержанных полицейских раскрывает суть конфликта между двумя ведомствами - МВД и ФСБ, результатом которого, по мнению защитников, и стало громкое дело против борцов с коррупцией. "Реализуя задачи Президента по борьбе с коррупцией и преступлениями в банковской сфере, осенью прошлого года одна из цепочек преступной схемы незаконного вывода денежных средств за границу привела Главк в неожиданное для них место - в ФСБ России. А именно - в Управление собственной безопасности ФСБ России. Которое, как теперь оказалось, "потерпело" от их действий. Конечно, когда человек или группа людей лишается постоянного источника дохода, пусть и от покровительства незаконному бизнесу, они терпят убытки. И каждый борется с ними в силу своих возможностей, которые у ФСБ России практически безграничны", - поясняют защитники.
Адвокаты утверждают, что после перекрытия крупных теневых финансовых потоков, связанных с "Мастер-банком" и финансовыми структурами Сергея Магина, некий уполномоченный УСБ ФСБ попытался взять на себя роль "крыши" и контролера по бизнесу. А затем со стороны спецслужб якобы последовали провокации, подмены и подтасовки.
"У адвокатов, защищающих оперативников ГУЭБиПК, есть расшифровки записи разговоров, подтверждающие версию, что их подзащитных хотели подставить и искусственно создали ситуацию, при которой задержали оперативников, собиравшихся раскрыть незаконную деятельность сотрудника ФСБ, предлагавшего свои услуги в качестве "крыши", - говорится в опубликованном отчете адвокатов.
Следователи, напоминают адвокаты полицейских, обвиняют их подзащитных в нарушении императива, предписывающего при возникновении подозрений в отношении чекиста докладывать руководству с тем, чтобы начальство поставило в известность управление собственной безопасности ФСБ. "А куда докладывать, заподозрив в "крышевании" сотрудника УСБ ФСБ?" - задаются вопросом защитники.
Денис Сугробов был отправлен в отставку президентом Владимиром Путиным 21 февраля, а в начале марта его уволили из органов внутренних дел. Перед отставкой Сугробова в управлении прошли задержания его подчиненных.
В конце февраля по обвинению в "провокации взятки" был задержан замглавы ГУЭБиПК Борис Колесников. Фигурантами уголовного дела также стали начальник управления "Б" Салават Муллаяров, а также сотрудники ведомства Иван Косоуров, Алексей Боднар, Михаил Назаров и Сергей Борисовский. Также по делу проходят двое гражданских лиц.
По версии следствия, прошлой осенью полицейские с целью завышения показателей своей работы решили спровоцировать на получение взятки заместителя начальника управления собственной безопасности ФСБ Игоря Демина, через гражданского подельника попросив его о покровительстве фирме за 10 тысяч долларов.
По данным "Коммерсанта", "прямым указанием" на преступную деятельность Дениса Сугробова в СКР посчитали показания одного из фигурантов дела - Алексея Боднара. После первых задержаний сотрудников ГУЭБиПК Боднар, по его словам, пришел к начальнику. Узнав о происходящем, генерал поинтересовался, заводилось ли дело оперативного учета на чекиста, и, получив утвердительный ответ, приказал не волноваться и продолжать работу.
Сам Сугробов утверждает, что не знал лично ни агентов, ни сотрудников среднего звена, и только получал доклады от своего заместителя Колесникова и общался с отдельными сотрудниками. За день до ареста генерал-лейтенанта Сугробова генерал Борис Колесников, был доставлен из СИЗО "Лефортово" в отделение нейрохирургии городской клинической больницы N5. У него диагностированы ушиб головного мозга средней тяжести, мелкоочаговые ушибы обеих лобных долей, перелом лобной, теменной костей, ушибленная рана теменной области. В СИЗО полагают, что генерал то ли упал с подоконника, когда мыл в камере окно, то ли поскользнулся в душе, однако адвокаты сомневаются: и в том, и в другом случае было бы затруднительно разбить одновременно и лоб, и темечко. Сам арестованный, несмотря на то, что находится в сознании, по поводу произошедшего ничего не говорит, уточняет "Новая газета".