Человек, представившийся Александром Петровым, которого британские власти обвиняют в покушении на бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь, пообещал дать комментарий прессе. Как сообщает телеканал "Россия 24", выступить перед журналистами Петров может на следующей неделе. "Пока без комментариев. Может быть, позже. На следующей неделе, я думаю", - сказал Петров.
В телефонном разговоре с корреспондентом телеканала Петров отказался давать какой-либо комментарий по поводу выдвинутых обвинений. Но телеканал сообщает, что таким образом он откликнулся на призыв президента России Владимира Путина к двум фигурантам громкого дела "самим все рассказать".
Во время пленарной сессии на Восточном экономическом форуме президент России сообщил, что знает о людях, известных под именами Александр Петров и Руслан Боширов, и в них "нет ничего криминального", что это обычные гражданские лица. "Я хочу к ним обратиться, чтобы они услышали нас сегодня. Пускай они придут куда-нибудь, вот к вам, в средства массовой информации. Надеюсь, что они сами появятся и сами о себе расскажут", - сказал Путин.
На призыв президента откликнулся Александр Сергеевич Петров, родившийся 31 июля 1979 года. Он является сотрудником томского фармацевтического НПО "Вирион", который входит в состав ФГУП "НПО Микроген" и производит иммунобиологические препараты.
Когда RT 6 сентября связалась с этим Петровым, то он заявил, что не совершал никаких секретных поездок в Лондон с целью отравления Скрипалей. Мало того, он вообще не был в Великобритании и упоминание его фамилии, имени и отчества в связи с делом Скрипалей - просто совпадение.
Сотрудник НПО "Микроген" Александр Петров тогда заявил следующее: "Я ничего не знаю об этом и к истории со Скрипалем не имею никакого отношения. Это полное совпадение: я не то что в Лондон, я даже до Алтая не могу доехать. Работаю начальником участка в томском филиале НПО "Микроген" - научно-производственном объединении "Вирион".
Таким образом, не совсем понятно, что может сказать в эфире телеканала "Россия 24" этот Александр Петров, если он не имеет никакого отношения к "тому Александру Петрову".
Позднее RT сообщал про еще одного Александра Петрова - Александра Юрьевича Петрова, родившегося 13 июля 1979-го, который был условно осужден по части 2 статьи 158 УК РФ за кражу. В последние годы он вел какой-то бизнес на Украине и задолжал своим партнерам крупные суммы. Эти партнеры не смогли опознать Александра Юрьевича на фото британских правоохранительных органов.
Похож ли Александр Сергеевич Петров из Томска на человека, чья фотография была обнародована британской полицией, телеканал "Россия 24" не уточняет.
Напомним, прокуратура Великобритании, предъявившая Петрову и Боширову обвинения по четырем статьям, подозревает их в покушении на убийство Сергея и Юлии Скрипалей, а также британского полицейского Ника Бейли. Британский премьер Тереза Мэй утверждает, что подозреваемые - сотрудники ГРУ.
Виктория Скрипаль подтвердила, что найденный госСМИ Александр Петров - не тот, что на фотографии
Племянница бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, которую российские государственные каналы используют для подтверждения нужной им информации, и которая даже была взята на работу компанией, связанной с Первым каналом, заявила, что тот Петров, которого она якобы знает, (тот, который даст интервью каналу), совсем не похож на опубликованную британской полицией фотографию.
"Через свои источники я знаю, что это простые люди. Работа Петрова даже не связана с госслужбой", - сказала Скрипаль "Интерфаксу", имея ввиду "томского Петрова".
"Если Руслан (Боширов) еще похож в жизни и на паспорте на фотографию (которая была опубликована Скотланд-Ярдом), то Петров "даже рядом не стоял" со своей фотографией. Более того, по моим данным, Александр Петров не находился в это время в Великобритании", - заявила Виктория Скрипаль, только подтвердив общие сомнения, что найденный в Томске Александр Петров вообще не имеет никакого отношения к Петрову на фото.
"Александр Петров" и "Руслан Боширов" - просто легенды для агентов
Напомним, кто в реальности "Александр Петров" и "Руслан Боширов", неизвестно. По данным британской разведки, их личные данные - обычная легенда.
Мужчины, которых британское следствие считает офицерами ГРУ, прибыли в Лондон за два дня до того, как 4 марта Скрипали были госпитализированы в бессознательном состоянии, по поддельным паспортам, выданным на Александра Петрова и Руслана Боширова. Их настоящие фамилии пока не обнародованы, но разведывательные службы Великобритании уже их знают.
Они вылетели 2 марта 2018 года из Шереметьево в лондонский аэропорт "Гэтвик", приобретя билеты на рейс "Аэрофлота" SU2588 по заграничным паспортам серии "65", номера которых отличались лишь последней цифрой - 1297 и 1294. По прибытии в Лондон оба мужчины, которым примерно по 40 лет, сообщили британским властям, что они работают в сфере международной торговли, и для демонстрации своей благонадежности показали визитки и предъявили банковские счета, на которых лежали солидные средства.
В Лондоне Петров и Боширов поселились в номере отеля City Stay Hotel. На следующий день они выезжали в Солсбери - по предположению следователей, чтобы изучить место проведения спецоперации.
4 марта подозреваемые вновь отправились из Лондона в Солсбери, где нанесли нервно-паралитическое вещество "Новичок" на ручку входной двери в доме экс-полковника ГРУ.
После выполнения задания своих кураторов мужчины, видимо, для отвлечения внимания, под видом туристов некоторое время изучали витрины магазинов. В частности, они заинтересовались старинными монетами в витрине антикварной лавки, расположенной примерно в 20 минутах ходьбы от дома Скрипаля. Правда, зайти в магазин они не смогли, так как он был закрыт. Владелец лавки обратил на отравителей внимание, приняв их за увлеченных нумизматов.
Затем пара отправилась на вокзал Солсбери, откуда мужчины на поезде уехали в Лондон. Вскоре Сергей и Юлия Скрипаль были обнаружены без сознания на скамейке перед торговым центром.
Полиция собрала записи с камер наблюдения в Солсбери, на которых были запечатлены мужчины. Так, на одном изображении в 11:58 они движутся по дороге к дому Скрипаля. В 13:08 камеры засекли подозреваемых на обратном пути к железнодорожной станции. Предполагается, что к тому времени агенты ГРУ уже выполнили свое задание, с которым начальство направило их в Британию.
Боширов родился 12 апреля 1978 года в Душанбе. Мужчина был зарегистрирован в Москве в 25-этажном доме на Большой Набережной улице. Но соседи подозреваемого по лестничной клетке сказали, что в квартире, где зарегистрирован Боширов, проживает только престарелая женщина.
О Петрове известно еще меньше. По документам он родился 31 июля 1979 года.
Как отмечают СМИ, о виновности россиян, по данным следствия, свидетельствует не только маршрут их передвижения в Лондоне и Солсбери, а также обнаруженные при обыске номера в отеле City Stay Hotel в Лондоне, где останавливались россияне, следы "Новичка". Это вещество нервно-паралитического действия хранилось в емкости, имитирующей флакон духов "Premier Jour" Nina Ricci.
Злоумышленники, заметая следы, избавились от флакона. Однако спустя несколько месяцев он попал в руки к британцу Чарльзу Роули и его подруге Дон Стерджес. 30 июня в Эймсбери они были госпитализированы в критическом состоянии. Стерджес скончалась 8 июля в больнице, Роули выжил.
"Александр Петров" и "Руслан Боширов" почти 30 раз летали в Европу с сентября 2016 года по март 2018-го. Чаще всего подозреваемые бывали в Женеве, и установление личностей тех, с кем они встречались в Швейцарии, имеет "ключевое значение для расследования".
С ноября 2017 года по февраль 2018-го люди под фамилиями Петров и Боширов бронировали девять билетов в Женеву и шесть раз ее посещали, проведя в городе в общей сложности несколько недель. В частности, подозреваемые находились в Женеве во время раунда переговоров по политическому урегулированию в Сирии.
Кроме того, "Петров" и "Боширов" летали в Париж, Амстердам и Бергамо, пользуясь в основном рейсами "Аэрофлота", иногда - авиакомпаниями Air France, KLM и "бюджетной российской авиакомпанией". Отмечается, что подозреваемые чаще совершали поездки поодиночке, иногда вместе.
После того, как мужчины покинули Лондон 4 марта 2018 года, их российские загранпаспорта больше не использовались.