После того как Владимир Путин внес в Госдуму проект закона о запрете чиновникам владеть счетами за рубежом, пресса решила разобраться, зачем это вообще понадобилось, учитывая, что подобный документ уже давно находится на рассмотрении палаты. Обзор представляют "Заголовки".
Депутаты слишком долго разбираются с поправками к собственному законопроекту: глава профильного комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Ирина Яровая вообще засекретила работу над ними, взяв весь процесс на себя, пишет РБК daily. В этом она, возможно, перегнула палку, причем, как считают некоторые собеседники газеты в депутатской среде, Яровая таким образом проводила идеи лидера "Единой России" Дмитрия Медведева, к которому приближена в последнее время.
"Видимо, Яровая не совсем рассчитала свои силы, поэтому пришлось вмешаться президенту", - утверждает осведомленный источник. Издание полагает, что вмешательство ударит по интересам той группы парламентариев, которая решила разделить позицию премьера и выступала против ужесточения мер закона.
Сама Яровая заявила "Коммерсанту", что президентский проект "не альтернативный", поскольку имеет "особую концепцию", которая базируется на "защите национальных интересов" и предлагает "более прицельный взгляд в отношении лиц, которые, принимая решения, ведут государственную политику".
Концепция же депутатского проекта всего лишь антикоррупционная. То есть проект президента, по логике Яровой, "базовый" и потребует внесения изменений в другие законы, в том числе в закон "О противодействии коррупции". А думцы своим проектом, представляющим собой поправки к закону "О противодействии коррупции", предвосхитил появление "базового", который предлагает поправки к 18 действующим законам.
Однако в экспертном сообществе не видят разницы между двумя проектами, полагая, что президентский вариант "имиджевый", подчеркивающий, что тема "национализации элиты" волнует президента не меньше, чем Думу. Новый законопроект всего лишь закрепляет авторство идеи за президентом, выразил мнение экс-депутат Госдумы, директор Центра технологий госуправления Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХ) Владимир Южаков.
Не исключено, что глава государства внес свой проект, чтобы "повысить статус" идеи, считает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. Ведь у депутатской идеи "всегда найдутся охотники торпедировать ее". Как бы то ни было, президентский законопроект будет принят вместе с депутатским, который будет приведен в соответствие, отметил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.
Эксперты также считают, что серьезных проблем в связи с введением дополнительных ограничений, прописанных в путинском варианте, у чиновников не возникнет. Партнер аудиторской компании PricewaterhouseCoopers Андрей Наруцкий обратил внимание "Ведомостей", что у чиновников останется масса вариантов: они смогут действовать через трасты и частные фонды, а также контролировать активы через родственников, не вошедших в список лиц, на которых распространяется запрет.
Кроме того, проследить за наличием у россиян счетов будет намного сложнее в офшорных юрисдикциях, указал замдиректора Transparency International Иван Ниненко. Впрочем, закон изначально не предусматривает эффективной системы контроля, добавил он.
Вместе с тем еще накануне, в день внесения проекта закона, ряд экспертов сошлись во мнении, что несмотря на многочисленные лазейки чиновники не посмеют ослушаться президента. Закон направлен не на борьбу с коррупцией, а именно на "национализацию элит". По сути госслужащим предлагается присягнуть на верность курсу, взять на себя моральные обязательства перед президентом.