Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева
Russian Look
Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева
 
 
 
Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева
Russian Look

Представители российского правозащитного сообщества гневно отреагировали на скороспелое принятие Госдумой законов об НКО (также известный, как "закон об иностранных агентах") и о возвращении уголовной ответственности за клевету.

Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева заявила, что ее организация откажется от иностранных грантов, как только новый закон об НКО вступит в силу. В то же время она признала, что без финансовой помощи Запада МХГ вынуждена будет свернуть часть своих проектов и сократить штат, передает "Интерфакс".

Алексеева отметила, что российское государство и российский бизнес в гражданский сектор деньги дают неохотно, поэтому многие независимые НКО в стране станут нищими. "У небогатых нет привычки жертвовать деньги на некоммерческие организации, а богатые боятся - могут потерять свой бизнес", - указала старейшая отечественная правозащитница.

Закон о клевете она назвала подлым. Он будет лишь защищать чиновников от критики граждан, а пострадают от него журналисты, оппозиционеры и правозащитники, "любой человек, который посмеет публично сказать о чиновнике". "Закон о митингах, закон об НКО, закон о клевете - это все одна череда, наверное, они еще что-то придумают", - полагает 84-летняя Алексеева. Она не сомневается, что власть решили "закрутить гайки".

Гораздо жестче высказался глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин. Он заявил, что не намерен добровольно регистрировать свою организацию в качестве "иностранного агента" согласно новому закону об НКО и готов из принципа судиться.

"Наверное, будет судебное решение, нас оштрафуют, но пусть на основании судебного решения нас Минюст и регистрирует в качестве иностранного агента. Мы будем это решение обжаловать", - сказал Каляпин на пресс-конференции в "Интерфаксе". Он добавил: "Пусть мне докажут, что я являюсь иностранным агентом. Как только суд обяжет - на вывеске напишем: "Комитет против пыток, иностранный агент".

"Я не вижу в этом ничего кроме попыток нанести репутационный удар. Нас не зарегистрируют, нас обязывают самих это сделать. Это особая форма издевательства - как евреев в гетто заставляли надеть желтые звезды, так и мы должны надеть на себя метку иностранного агента. Я категорически против", - отрезал Каляпин.

Председатель правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов заявил со своей стороны, что закон об НКО лишь "прибавит злости".

Замглавы московского бюро Human Rights Watch Татьяна заявила: "Я представляю международную организацию, мы уже и так отчасти воспринимаемся как иностранные сущности. А для российских организаций объявить себя иностранными агентами еще более неприемлемо". При этом ссылки на американский опыт при принятии закона она назвала "в высшей степени лицемерными".

Глава комиссии Общественной палаты по свободе слова и СМИ Павел Гусев считает, что Госдума поторопилась с принятием закона, возвращающего статью "Клевета" из КоАП в Уголовный кодекс и многократно повышающий наказание за это преступление. По его мнению, "для принятия этого закона не нужна была такая спешка".

Он отметил, что "за благими намерениями у нас всегда следует опасность все перевернуть в личных целях". "И на мой взгляд, тот закон, который сейчас приняли, смогут использовать прежде всего против СМИ, которые занимаются журналистским расследованием, и это меня очень смущает и тревожит", - признался Гусев.

Председатель Союза журналистов России (СЖР) Всеволод Богданов также считает, что "закон приняли как-то быстро". По его оценке, "различные заказные материалы, которые можно рассматривать как клевета, у нас давно уже появились". "Но с другой стороны нередко случается, когда журналисту целенаправленно необъективно предъявляют какие-то обвинения. Поэтому нам надо противостоять таким законам", - подчеркнул Богданов.