После крушения российского лайнера А321 в Египте российские власти всерьез задумались об усилении защиты самолетов отечественных авиакомпаний в зарубежных аэропортах. В качестве одного из вариантов рассматривается схема, по которой уже работает Израиль - с размещением российских специалистов и оборудования в зарубежных аэропортах.
Источники газеты "Коммерсант" рассказали о состоявшемся на днях совещании под председательством директора ФСБ Александра Бортникова. Как отмечается, после крушения Airbus на Синайском полуострове "возникли серьезные вопросы к реальному, а не формальному соблюдению рядом стран требований авиабезопасности".
Член думского комитета по обороне Максим Шингаркин подтвердил, что "вырабатываются различные решения для усиления авиабезопасности в портах прилета и вылета за рубежом". По его словам, в аэропортах стран с повышенным уровнем террористической активности могли бы присутствовать российские специалисты по авиабезопасности или проведены мероприятия с участием национальных подразделений. Такую схему уже использует Израиль. Использование дорогостоящего оборудования может увеличить цену на билеты в среднем на 20 долларов, уточнил он.
Не все перевозчики согласны с необходимостью дополнительных мер. Так, в "Аэрофлоте" заявили РИА "Новости" о безопасности своих рейсов и отсутствии необходимости дополнительного аудита зарубежных аэропортов.
"У нас есть все необходимые международные сертификаты, регулярно проходим все самые актуальные программы по безопасности и аудиту - и в аэропорту, и на борту. Поэтому у нас все идет своим чередом. Если будут какие-то рекомендации соответствующих авиационных властей, мы, естественно, будем их выполнять", - уточнил представитель перевозчика Александр Лукашин.
Необходимо создавать единые международные центры подготовки специалистов аэропортовых служб и утверждать единые для всех стран правила обеспечения безопасности, настаивает заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова, пишет "Парламентская газета". Депутат привела в пример опыт переподготовки специалистов для правоохранительных органов государств - участников ОДКБ на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД.
"Сегодня совершенно очевидно, что мы живем в абсолютно другом мире, в котором необходимы другие нормы безопасности, в том числе и на авиационном транспорте. Для реализации этого депутаты вместе с Минтрансом, другими структурами должны подготовить соответствующее международное соглашение и предложить российскому МИДу представить его на площадке ООН", - говорит Москалькова.
Стандарты безопасности в аэропортах разрабатывает Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ИКАО, подразделение ООН). Государства - члены ИКАО обязаны проводить национальные программы безопасности гражданской авиации в соответствие со стандартами ИКАО, организация контролирует этот процесс совместно с местными властями, уточняет ТАСС. На основе разработанных требований проводится сертификация аэропортов. В мире существует 30 аккредитованных учебных центров ИКАО. В РФ такой центр действует с 1996 года при Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации, ГосНИИ ГА. В Египте сертифицированного ИКАО национального учебного центра по авиабезопасности нет.
На фоне предположений о теракте как наиболее вероятной причине крушения самолета "Когалымавиа" российские власти ввели запрет на полеты в Египет. По сообщениям СМИ, рассматривается вопрос о распространении запрета на другие страны. Авиасообщение с Египтом закрыла и Великобритания.
Конгресс США пришел к выводу, что ближневосточные террористы нашли уязвимость в системе международной авиации, передает "Голос Америки". В результате под ударом оказались в том числе европейские и американские авиакомпании.
Лайнер "Когалымавиа", летевший из Шарм-эш-Шейха в Петербург, разбился через 23 минуты после вылета из аэропорта на севере Синайского полуострова. На борту было 224 человека, почти все - граждане России. Действующие на Синае сторонники "Исламского государства" взяли ответственность за теракт, но на тот момент приоритетной считалась версия о технических неполадках на борту, и эти утверждения не вызвали доверия.