Дело против обвиненного в хищении проектировщика Восточного может еще отдалить сроки первых запусков с космодрома
Федеральное космическое агентство
Дело против обвиненного в хищении проектировщика Восточного может еще отдалить сроки первых запусков с космодрома Однако, как пишет сегодня "Новая газета", за делом Островского может скрываться не только неумелое администрирование и плохой менеджмент руководства Восточного, но и ошибки СКР, которые могут привести к дальнейшей отсрочке обещанного запуска космодрома
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Дело против обвиненного в хищении проектировщика Восточного может еще отдалить сроки первых запусков с космодрома
Федеральное космическое агентство
 
 
 
Однако, как пишет сегодня "Новая газета", за делом Островского может скрываться не только неумелое администрирование и плохой менеджмент руководства Восточного, но и ошибки СКР, которые могут привести к дальнейшей отсрочке обещанного запуска космодрома
Федеральное космическое агентство
 
 
 
Изначально Восточный строился под конкретную ракету "Русь-М", которая так и не была создана. Но все проектно-изыскательные работы были проведены именно под нее
Федеральное космическое агентство

Следственный комитет России (СКР) завершил расследование дела, возбужденного в отношении главного инженера проекта по оснащению космодрома Восточный 31-го Государственного проектного института специального строительства (ГПИСС) Минобороны РФ Сергея Островского. Он был арестован в ноябре 2014 года в рамках расследования хищений бюджетных средств, выделенных на проектирование и строительство космодрома.

Ему инкриминируется ч. 4 ст. 159 УК РФ (хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием с использованием служебного положения). По данным следствия, главный инженер заключил контракт на проектно-изыскательные работы между ГПИСС и компанией ПСК "МИКОС", генеральным директором которой он является. В свою очередь, МИКОС заключила договор на проведение расчетов строительных конструкций стартового комплекса космодрома с ООО "ОКС Сервис". Затем на основании актов сдачи-приемки МИКОС перечислила в "Сервис" более 13 млн рублей, которые впоследствии были обналичены и присвоены Островским, сообщают "Известия".

Однако, как пишет сегодня "Новая газета", за делом Островского может скрываться не только неумелое администрирование и плохой менеджмент руководства Восточного, но и ошибки СКР, которые могут привести к дальнейшей отсрочке обещанного запуска космодрома.

Островский пришел работать в 31-й Государственный проектный институт специального строительства ("31 ГПИИС") в конце 80-х инженером. Это ведомство занималось проектированием сооружений РВСН, пунктов управления родов войск, но главным его детищем являлись космодромы. Вскоре Островский был назначен главным инженером проекта. До развала СССР он успел поработать на всех космодромах. В 2004 году в звании полковника, имея многочисленные награды, 43-летний Островский вышел на пенсию и тогда же учредил проектное бюро МИКОС. Однако в институте его уговорили остаться хотя бы на неполную рабочую неделю.

Когда было начато строительство Восточного, проектировщик ИПРОМАШПРОМ привлек по договорам десятки других организаций, в том числе и ОАО "31 ГПИСС", которое, в свою очередь, обратилось за специфическими расчетами к МИКОС. Островский привлекался на Восточный еще на стадии выбора места строительства. Со всеми правительственными комиссиями на космодром летал именно он, на всех парадных фотографиях рядом с Дмитрием Рогозиным - тоже он.

Изначально Восточный строился под конкретную ракету - "Русь-М", которая так и не была создана. Но все проектно-изыскательные работы были проведены именно под нее. Когда в 2011 году программа "Русь-М" была закрыта из-за нехватки средств, то "31 ГПИИС" поставили перед фактом, что проектировать космодром надо под ракету-носитель "Союз-2".

А расчеты для "Русь-М" уже были не только выполнены, но и сданы. И сумма в 13 млн рублей, вменяемая ныне Островскому как хищение, была уже выплачена специалистам, нанятым проектным бюро МИКОС. То, что их расчеты по "Русь-М" никому в итоге оказались не нужны и про них велено было забыть, сейчас никого не интересует - следователи считают, что никаких работ выполнено не было.

Однако в материалах уголовного дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что Островский как гендиректор МИКОС не выполнил работы, предусмотренные заключенным с "31 ГПИСС" договором от 25 апреля 2011 на производство расчетов строительных конструкций основных специальных технологических сооружений стартового комплекса на космодроме Восточный"по заказу под ракету "Русь-М", заявляет защита.

Напротив, в деле есть доказательства того, что данные работы были выполнены и переданы заказчику - ОАО "31 ГПИСС", который использовал результаты этих работ для подготовки проектной документации и, в свою очередь, сдал ее своему заказчику - ОАО "ИПРОМАШПРОМ". Представители потерпевших - Федерального космического агентства и ОАО "31 ГПИСС" отказались предъявлять гражданские иски. Следствие утверждает, что установить факт выполнения или невыполнения работ возможно исключительно путем установления как лиц, выполнивших указанные расчеты, так и самого факта их наличия. Иных доказательств вины следствие не приводит.

При таких условиях вывод следствия о том, что работы проектного бюро МИКОС не были выполнены, является необоснованным. Таким образом, следствие не располагает какими-либо доказательствами вины Островского, но тем не менее считает его виновным на основе отсутствия доказательств выполнения или невыполнения работ.

Сам Островский уверен, что часть произведенных и сданных расчетов по "Русь-М" находится на одном из компьютеров, которые были изъяты в его бюро во время обысков в ноябре 2014 года. Но где они находятся сейчас, неизвестно.

Напомним, строительство самого дорогого космодрома в мире сопровождает череда крупных скандалов с масштабными хищениями денежных средств, злоупотреблениями должностными полномочиями, задержками выплаты зарплат рабочим. В общей сложности возбуждено порядка 20 уголовных дел.

Космодром Восточный строится неподалеку от поселка Углегорск. Первый пуск ракеты-носителя оттуда планировался на 2015 год, однако президент РФ Владимир Путин, лично ознакомившись с ходом работ в середине октября, перенес старт на 2016 год.