Противостояние Минобороны России и отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса, которое уже неоднократно выливалось в скандальный срыв гособоронзаказа, во вторник получило очередное подтверждение. Самой жесткой критике производителей вновь подверг глава Генштаба армии генерал Николай Макаров. По его словам, сложилась парадоксальная ситуация: "У нас есть деньги на все, но мы не можем их потратить в полном объеме", - цитирует "РБК".
В частности, войска не устраивает ни один образец сухопутной техники - от стрелкового оружия до бронетехники. По ряду характеристик отечественная продукция серьезно отстает от своих западных конкурентов, особенно в том, что касается защиты солдат. По оценке генерала, традиционно уделяя внимание огневой мощи и подвижности бронетехники, разработчики "забыли о жизни людей", так что "любой подрыв маленькой мины ведет к тому, что погибает весь экипаж", передает "Интерфакс".
Из-за неудовлетворительного качества закупки продукции ОПК для Сухопутных войск практически прекращены, и ситуация очень сложная, заявил Макаров. По его словам, Минобороны дает конструкторам пять лет, в течение которых будут финансироваться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По окончанию этого срока заказчик ожидает продукции "высочайшего класса".
- Макаров рассказал, когда ждать ударов по Ирану и какова ситуация с ЕвроПРО
- Генерал отрицает договоренность о перевалочном пункте НАТО в Ульяновске
- Россия нарастит военную мощь на Курилах
По его словам, за последние три с лишним года лишь благодаря усилиям военного руководства удалось достигнуть понимания необходимости кардинального обновления технической оснащенности войск. "Если бы ситуация развивалась в том ключе, в котором она существовала в 2008 году, то к 2014 году в армии остались бы только личный состав и ядерные силы", - подчеркнул Макаров.
Глава Генштаба при этом заверил, что приоритет в закупках военной техники всегда будет отдаваться российскому производителю, и подчеркнул, что он лично является категорическим противником закупок вооружения за рубежом. Однако, по его мнению, в некоторых случаях это неизбежно.
В качестве примера Макаров привел французские корабли Mistral и израильские беспилотники. Он подчеркнул, однако, что Минобороны РФ не намерено осуществлять массовые закупки иностранного вооружения и военной техники - задача стоит в приобретении новых технологий. Например, купив беспилотники, Россия начала активно внедрять использованные в них технологии и уже к концу этого года планирует испытания ударных аппаратов собственного производства.
То же с "Мистралями": "Мы закупаем образцы только той техники, где отечественная промышленность в ближайшие пять-десять лет не будет иметь прорывных позиций", - объяснил он на пресс-конференции. "Вы знаете, что мы строим два корабля во Франции, но при этом 25% - это будут отечественные разработки, включая системы управления, связи, - сказал генерал, обращаясь к журналистам. - То есть мы всю технологию перетаскиваем в Россию". Он напомнил, что следующие два "Мистраля" будут строиться на российских верфях.
Что касается оснащения военно-морского флота, то до 2020 года будут закуплены восемь многоцелевых и восемь стратегических атомных подводных лодок (проекты "Ясень" и "Борей"), сообщает РИА "Новости". Вопрос об увеличении закупок АПЛ прорабатывался, сказал Макаров, комментируя появившееся в СМИ сообщение о том, что Минобороны планирует закупить по десять подлодок обоих классов.
Говоря о гособоронзаказе, начальник Генштаба рассказал, что военное ведомство создает новый департамент, который будет контролировать его выполнение. "К сожалению, у нас нет ответственности, деньги человек получил - потратил, а результата нет. В этой связи не секрет, что мы сейчас создаем новый департамент, который будет следить как за расходами финансовых средств, так и за качеством выпускаемой военной продукции", - пояснил он.
Он отметил, что впредь не должно возникать таких ситуаций, как с разработкой беспилотников, в которую вложили десятки миллиардов рублей. "А своего беспилотника мы как не имели, так и не имеем", - подчеркнул Макаров. Он также сообщил, что Минобороны продолжит требовать у производителей военной техники в случае значительного повышения цен на продукцию раскрывать структуру ее себестоимости. "Мы готовы платить те деньги, которые оружие реально стоит", - подчеркнул генерал.
Макаров рассказал, когда ждать ударов по Ирану и какова ситуация с ЕвроПРО
В ходе пресс-конференции Николай Макаров коснулся и ряда актуальных вопросов внешней политики, которые потенциально или теоретически могут потребовать участия военных. Так, по его словам, в Генштабе не исключают, что ряд стран могут нанести удары по Ирану "ближе к лету". "Иран для них больное место, - цитирует его "Интерфакс". - Для нас это южное направление имеет принципиальное значение".
"Генштаб располагает всем необходимым набором средств для того, чтобы внимательно отслеживать ситуацию в странах Северной Африки и Ближнего Востока", подчеркнул генерал. Он добавил, что начиная с событий в Тунисе, Египте и Ливии Генштаб отслеживал ситуацию вокруг этих стран. "У нас многотомный труд, в котором сведена информация о том, что происходило, как действовали специальные подразделения в той же Ливии, как готовилась оппозиция. Есть понимание, что кое-кто бы хотел тиражировать этот сценарий в Сирии", - сказал Макаров.
Затронул Макаров и проблему размещения системы американской противоракетной обороны в Европе. По его словам, российская госпрограмма вооружения до 2020 года предусматривает финансовые средства, которые позволят РФ адекватно отреагировать в случае создания НАТО морской составляющей ПРО.
Не уточняя, какие именно вооружения могут быть закуплены по этой статье расходов, генерал напомнил, что недавно американский крейсер, оснащенный системой ПРО "Aegis" ("Иджис"), заходил в черноморские порты Севастополя и Одессы. Он добавил, что США ведут переговоры с Норвегией об установке подобных систем на фрегаты ВМС этого государства. "На тот случай, если такие корабли появятся, например, в Баренцевом или Черном морях, у нас предусмотрены специальные направления в рамках действующей госпрограммы вооружений", - предупредил он.
Кроме того, по его словам, американцы настоятельно рекомендуют Норвегии оснащать свои эсминцы данными системами ПРО. "Норвегия, к счастью, заняла взвешенную позицию", - прокомментировал Макаров.
Глава Генштаба считает, что точка невозврата по противоречиям между Россией и НАТО в вопросе ЕвроПРО уже близка. "Ряд вопросов (по созданию системы) уже достигли четвертого этапа", - сказал Макаров, уточнив, что об этом можно судить по решению о размещении противоракет в Польше и Румынии. "Очень важен саммит НАТО в Чикаго в мае месяце, где они должны подтвердить завершение первого этапа создания адаптивной системы ПРО. Для нас, конечно, это очень опасный и важный момент", - добавил Макаров.
Генерал отрицает договоренность о перевалочном пункте НАТО в Ульяновске
Николай Макаров также прокомментировал недавние сообщения СМИ о том, что Россия разрешит НАТО создать перевалочный пункт в Ульяновске. "Пока такого плана нет, и запросов не поступало", - сказал он.
По словам генерала, он впервые узнал об этом от СМИ. Как сказал начальник Генштаба, страны альянса рассматривают несколько вариантов возвращения своих воинских контингентов из Афганистана к 2014 году. Он не исключил, что какая-то часть сил будет оставлена в Афганистане и после 2014 года.
Макаров отметил, что для вывода своих войск страны НАТО могут использовать аэродромы других стран, например, среднеазиатские государства или Грузию.
Россия нарастит военную мощь на Курилах
Глава Генштаба также рассказал, как выполняется распоряжениепрезидента России Дмитрия Медведева укрепить присутствие на Курильских островах, превратив их в стратегический регион. Минобороны создаст два военных городка на островах Кунашир и Итуруп - вдобавок к уже существующим пяти городкам, где сейчас дислоцирована 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия.
Макаров сообщил, что вместо танков, которые проваливаются под снег, на Курилы уже поставляется легкая бронетехника, радиолокационные средства разведки наблюдения, средства ПВО ближнего и среднего радиусов действия "Тор" и "Бук", оборудуется причальный фронт. На Итурупе будет реставрирован военный аэродром.
"Позиция наша такая, чтобы все воинские части укрупнить. Мы сейчас строим большой городок в Мулино (Нижегородская область) и понимаем, что в одном городке должно жить хотя бы тысяч 50-80 человек, а то и 100", - сказал Макаров. По его словам, в 2012 году уже начато строительство городков в Нижегородской, Калининградской, Ростовской областях и в Сибири. Отвечая на вопрос о том, не будут ли такие городки "лакомыми кусками" в случае нанесения ударов по России, Макаров сказал, что при обострении ситуации такие городки будут рассредоточиваться.
Часть Курильской гряды, напомним, является предметом давнего территориального спора с Японией. Она претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний трактат о торговле и границах 1855 года. Возвращение данных островов Токио поставил условием заключения мирного договора с Россией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан.
Позиция Москвы состоит в том, что острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.