Глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева вместе с несколькими коллегами написала закрытое письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором попросила назначить Владимира Лукина на освободившийся пост уполномоченного по правам человека РФ, сообщает "Коммерсант".
Лукин ушел с поста омбудсмена в 2014 году в связи с истечением второго срока полномочий, а по закону нельзя быть омбудсменом больше двух сроков подряд. Однако в начале марта стало известно, что уполномоченный по правам человека РФ Элла Памфилова назначена членом Центризбиркома, а потому ее должность можно считать "освобожденной", как заявили в Кремле.
Официально отставка Памфиловой с должности омбудсмена пока не принята - вопрос о прекращении ее полномочий должен быть решен на пленарном заседании Госдумы в этом месяце. После этого у нижней палаты парламента будет два месяца на утверждение нового омбудсмена.
Соавтор письма президенту глава движения "За права человека" Лев Пономарев выразил уверенность, что "Лукин готов будет занять пост омбудсмена, если предложат".
Сам Лукин в разговоре с газетой заявил, что подобные вопросы преждевременны, поскольку Памфилова еще не сложила полномочий и не стала председателем ЦИК.
По данным "Коммерсанта", Памфилова на встрече с правозащитниками в пятницу не возражала против возвращения Лукина, однако руководству страны пока никого не предлагала. Кроме того, опрошенные изданием уполномоченные по правам человека в регионах чаще всего также называли Владимира Лукина лучшим кандидатом.
Напомним, когда срок полномочий Лукина в 2014 году подходил к концу, известные правозащитники и глава СПЧ выступили за то, чтобы он остался на своем посту. Для этого они предлагали Путину инициировать отмену законодательного запрета на третий срок пребывания на должности омбудсмена.
"Поскольку должность уполномоченного не имеет властных функций, а держится исключительно на нравственном авторитете, то наше предложение не противоречит духу Конституции РФ", - заявили авторы идеи. Однако Кремль навстречу правозащитникам не пошел и законы менять не согласился.