Бывший глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский, отбывающий срок за "хищение нефти" в карельской колонии, в новом очерке из серии "Тюремные люди" для журнала The New Times рассказал о печальной судьбе еще двух заключенных, о которых он узнал за решеткой. Одного из них, посаженного в СИЗО за кражу из магазина бутылки дорогого вина, забили до смерти охранники. Второго, некоторое время сидевшего в одной камере с Ходорковским и попавшего в тюрьму за крупное банковское мошенничество, безвинно обвинили в смерти погибшего.
Как делает вывод осужденный бизнесмен, в современной России никто не застрахован от произвола правоохранительной и судебной систем, а виной этому является коррумпированная бюрократия.
"Ближайшие годы нам, по всей видимости, предстоит прожить в полицейско-бюрократическом государстве, где полновластным хозяином является коррумпированная бюрократия. Равнодушная и наглая", - так начинает Ходорковский свою заметку, полный текст которой опубликован в понедельник на сайте Пресс-центра Ходорковского и Лебедева.
- Ходорковский о тюремщиках в роли смотрящих: внушают зэкам, что они не люди, и отбивают почки
- Экс-глава ЮКОСа начал серию очерков о "тюремных людях" рассказом про харакири в камере и откровения смертельно больного
В своем очерке Михаил Ходорковский рассказал о бывшем предпринимателе, занимавшемся до ареста налаживанием контактов в бизнесе. Экс-глава ЮКОСа назвал его Володей, пояснив, что изменил имя и некоторые детали биографии этого человека. Как выяснилось из общения с Володей, четыре года назад, он, как говорится в его деле, "воспользовавшись знанием специфики банковский операций", снял со счета одного сотрудника силовой структуры полмиллиона долларов. Наивно полагая, что пострадавший не будет судиться, так как деньги явно заработаны им незаконно, Володя просчитался. Банк вернул клиенту всю сумму, а Володю задержали и посадили. За мошенничество он получил 8 лет.
Через два года, когда подошло время УДО, Володю неожиданно этапировали из колонии, где он отбывал срок, в Москву. Он решил, что на него хотят повесить еще одно нераскрытое банковское мошенничество, но оказалось, что Володю обвиняют в убийстве человека, которого он никогда не видел.
Как признался Ходорковский, хотя в то время шел его собственный процесс, он не удержался и целиком прочитал материалы дела Володи, в которых речь шла о еще одной человеческой трагедии - "настолько же страшной", как дело умершего в СИЗО Сергея Магнитского и "столь же обычной для российской тюрьмы".
Володю обвинили в убийстве 45-летнего мужчины, попавшего в тюрьму из-за похищенной в магазине бутылки дорогостоящего вина. В тюрьме в связи с приступом язвы его поместили в тюремный медпункт, откуда затем он был переведен в больницу другого изолятора, где через неделю умер. При вскрытии было обнаружено, что у сидельца сломано 19 ребер, а скончался он от травмы селезенки, которая могла быть получена при побоях.
Володю, находившегося в первом медпункте в тот же период, что и погибший, обвинили в его избиении, хотя в больнице они лежали в разных камерах и никогда друг друга не видели. По словам Ходорковского, очевидно, что сломать человеку столько ребер сразу могли только охранники, потоптавшиеся по больному "тяжелыми спецназовскими берцами". Поводом к избиению могло стать выражение заключенным недовольства по какому-либо поводу, предполагает Ходорковский. После того, как дело "провисело" нераскрытым два года, следователи решили повесить его на Володю, договорившись с матерыми уголовниками о показаниях против него.
В итоге Володя отказался признавать свою вину в убийстве, хотя ему за это обещали скостить срок. "Мне сказал - не смогу потом смотреть в глаза друзьям, семье", - пишет Ходорковский. По его словам, он узнал о сроке, вынесенном Володе, уже после этапирования в колонию в городе Сегеже. Какое именно наказание было определено мужчине, экс-глава ЮКОСа не пишет, но отмечает, что окончание этого дела "было предсказуемо".
Как предупреждает Ходорковский, нечто подобное может случиться с любым человеком в России, даже если он "не ворует в супермаркете и не уводит денег со счетов милицейских чинов". "Когда людей можно забивать ногами, когда суд готов покрывать преступления и осуждать невиновных, благопристойное поведение - не слишком убедительная защита", - уверен осужденный олигарх.
Экспертиза по ЮКОСу почти готова
Между тем в понедельник стало известно о том, на каком этапе находится независимая экспертиза, проводимая правозащитниками по делу самого Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева. Как сообщила "Интерфаксу" член президентского Совета по правам человека Мара Полякова, работа идет к завершению.
По словам Поляковой, выводы экспертизы планируется передать президенту Дмитрию Медведеву в декабре в ходе его встречи с членами Совета. Как отметила собеседница агентства, в настоящее время эксперты делают обобщающие выводы.
Ранее глава Совета Михаил Федотов сообщал, что правозащитники попросили экспертов проанализировать само судебное решение по второму делу ЮКОСа - "сам приговор суда, а не все последующие решения". По его словам, в подготовке независимой экспертизы президентский Совет обратился к двум десяткам экспертов в области российского уголовного права.
Стоит напомнить, что пока Совет анализировал полученные материалы, Медведев уже стал "хромой уткой" - как известно, уже в марте ему на смену готов прийти премьер-министр Владимир Путин, у которого отношение к делу ЮКОСа весьма определенное. Перед последним приговором по делу ЮКОСа Путин во время "прямой линии" общения с народом вспомнил про "выбитые мозги киллера" якобы по распоряжению руководства нефтяной компании и напомнил в этой связи известное высказывание главного героя сериала "Место встречи изменить нельзя" Глеба Жеглова: "Вор должен сидеть в тюрьме".