Организация публичных митингов сегодня превратилась в настоящую индустрию
НТВ
Организация публичных митингов сегодня превратилась в настоящую индустрию В ней заняты тысячи людей, готовых за определенную плату устроить любое публичное политическое мероприятие
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Организация публичных митингов сегодня превратилась в настоящую индустрию
НТВ
 
 
 
В ней заняты тысячи людей, готовых за определенную плату устроить любое публичное политическое мероприятие
Телекомпания Эхо
 
 
 
Разница только в бюджете и наличии или отсутствии административного ресурса. Впрочем, в этом бизнесе, как и в любом другом, есть свои секреты
Телекомпания Эхо

Накануне декабрьских выборов в Мосгордуму и довыборов в Госдуму по Университетскому и Преображенскому округам едва ли не каждый день в городе проходят всевозможные митинги, пикеты и демонстрации. Однако можно заметить, что и в акциях оппозиции, и в мероприятиях в поддержку власти зачастую участвуют одни и те же люди, пишут "Новые известия".

Организация публичных митингов сегодня превратилась в настоящую индустрию. В ней заняты тысячи людей, готовых за определенную плату устроить любое публичное политическое мероприятие. И, как говорят профессионалы, технологически подготовка стотысячной демонстрации "Наших" от проведения пикета какой-нибудь карликовой партии из пяти-семи человек практически не отличается. Разница только в бюджете и наличии или отсутствии административного ресурса. Впрочем, в этом бизнесе, как и в любом другом, есть свои секреты.

Митинг, как и любое серьезное мероприятие, планируют задолго до его проведения. "Любой митинг начинается с определения его целей и задач, - объяснил специалист по проведению митингов и пикетов Александр Исаев. - Что за проблема нас беспокоит, кто виноват в ее появлении, сколько народу сможет нас поддержать и чего мы хотим в конечном итоге добиться? Кроме того, придется решить, в каком месте мы будем проводить акцию протеста или поддержки, что это будет - митинг, пикет или демонстрация, какие лозунги будем выдвигать и как сможем обеспечить общественный порядок. Ответы на эти нехитрые вопросы прописывают в уведомлении, которое подают в префектуру того округа, где будет проводиться акция. Исключение составляют только собрания более пяти тысяч человек. В этом случае санкция дается на более высоком уровне".

Уведомление необходимо подать не менее чем за 10 дней до проведения митинга и за три дня до организации пикета. В течение этого времени префектура рассмотрит ваше заявление и вынесет окончательный вердикт в соответствии с федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Интересно, что для отказа в проведении митинга и пикета существует множество причин: неправильно составленный текст уведомления, наличие другого митинга в то же время на том же месте (причем этот самый "другой митинг" могут организовать сами власти или дружественные им объединения), подача заявки позже или, что примечательно, раньше установленного срока и так далее.

Если санкцию на проведение митинга получить никак не удается, можно попробовать организовать акцию и без нее. Конечно, рано или поздно появятся представители закона с настойчивыми требованиями разойтись. Но иногда времени до прихода милиции достаточно, чтобы создать информационный повод или донести свои претензии до нужной вам организации. Кстати, то самое время до разгона митинга может быть различным в зависимости от выдвигаемых требований.

Впрочем, расходиться по первому требованию властей митингующие не спешат. Происходит это не столько из-за праведного негодования, сколько в соответствии с ранее утвержденным планом. Дело в том, что насильственный разгон митингов или пикетов как некое яркое действие всегда интересен для СМИ. Таким образом, протестующие, которых разогнали пусть даже законно, могут быть уверены, что событие станет 2-й или 3-й новостью в вечернем выпуске новостей.

Конечно, проведение несанкционированного митинга сопряжено с определенными сложностями. Главная из них - найти людей, готовых поплатиться за идею синяками, ночью, проведенной в "обезьяннике", и дальнейшими проблемами с законом. Правда, таких активистов нужно не так и много. Пару лет назад существовала любопытная практика. Организаторы несанкционированного митинга заранее собирали людей, готовых за разумную компенсацию посидеть в отделении милиции. Их помечали наручными повязками. Затем договаривались с силовиками о том, чтобы представители закона задерживали только тех, кого следовало, а с остальными обходились очень аккуратно.

Организаторы митингов уверены, что мероприятие будет интересно само по себе, если в нем будет участвовать тысяча человек, 200-300 участников могут привлечь к себе внимание, если их лозунги будут достаточно интересными, а 30-50 манифестантов могут и вовсе остаться незамеченными. Привлечение народа с помощью агитации, наружной рекламы, раздачи подарков и выступлений известных личностей, конечно, действенно, но не дает стопроцентной гарантии того, что нужное число участников вы все же соберете. Поэтому практически ни один митинг не обходится без оплаченных статистов. Их количество колеблется от 5% до 80% от общего числа собравшихся.

"Конечно, проще всего собрать людей для проведения различных манифестаций местным органам власти, - рассказывает куратор массовых мероприятий одной из политических партий Анастасия Алексеева. - Они, в частности, могут договориться с институтами, чтобы те отправляли студентов на митинг за зачет, или с руководством государственных предприятий, чтобы их сотрудники посетили митинг под угрозой снятия 13-й зарплаты".

Если, например, участников нужно немного - не более 100 человек, активисты движения могут найти их самостоятельно. За несколько дней вполне реально обойти общежития, студенческие союзы, ветеранские организации, где всегда найдутся люди, готовые за небольшую компенсацию в 100-200 рублей подписаться практически под любым протестом или требованием.

Студентки Лера Валуева и Наташа Кавелина - постоянные участницы различных публичных мероприятий. Политикой, экономикой и другими социальными проблемами девушки не увлекаются. На митинги они ходят знакомиться и развлекаться.

"Сегодня практически все партии активно привлекают на свои мероприятия молодежь, причем не каких-нибудь "отморозков", а студентов, отличников. Познакомиться с интересным парнем там проще простого, - в один голос говорят Лера и Наташа. - Сами понимаете, всеобщее воодушевление, тесный контакт в толпе, ощущение единения, - словом, атмосфера располагает. К тому же после митинга нам подкидывают деньжат, и можно смело пойти в кино или выпить пива с новым знакомым".

Точку зрения студентов разделяют и некоторые пенсионеры, также превратившие посещение митингов в неплохой приработок.

"200 рублей за пару часов - это хорошие деньги, - считает пенсионер Александр Брусиловский. - Если бутылки собирать или консьержем подрабатывать, столько и за несколько дней не получишь. К тому же участие в митинге - это хоть какое-то развлечение для старика. Появляется ощущение того, что ты все-таки живешь, а не просто смотришь телевизор. Темы митингов меня мало волнуют. Не верю, что таким путем реально можно что-то изменить. Только вот под фашистские флаги никогда не встану".

Впрочем, если бюджет митинга позволяет, можно и не собирать с миру по нитке, а прямиком обратиться, например, в промоутерские агентства, которые периодически поставляют людей на массовые мероприятия. Или бросить клич по регионам: бесплатно прокатиться до Москвы соглашаются многие провинциалы. Но самый простой способ - выйти на так называемых бригадиров. Они имеют контакты с огромным количеством организаций от тех же студенческих союзов и советов ветеранов до футбольных фанатов и скинхедов. Как им это удается - профессиональный секрет, о котором ни одним бригадир предпочитает не распространяться. Зато в назначенный срок они могут доставить на место проведения митинга необходимое число людей всех возрастов и профессий. Правда, услуги бригадиров стоят прилично. За одного человека они берут 300-500 рублей плюс комиссионные за общее руководство. На руки участникам выдают чаще всего те же сто-двести рублей. А иногда расплачиваются и вовсе натурой: билетами на футбол, в кино, пивом, "корпоративной" вечеринкой.

Дороже всего стоят агрессивные группы молодежи, способные учинить погром или массовые беспорядки. Их цена колеблется от 100 до 200 долларов за человека. Поговаривают, что именно с помощью таких бригадиров были организованы печально известные погромы рынков в столице. Руководители отрядов тогда получили неплохой куш, а цель организаторов была достигнута - ксенофобские настроения в обществе значительно снизились. Ходят слухи, что такие бригады нанимали и для срыва митинга в защиту разгоняемого властями НТВ в апреле 2001 года. Но тогда провокаторов вычислили и сдали милиции сотрудники службы безопасности группы "Мост".

Вообще профессия бригадира - дело доходное. Поставляя своих людей на мероприятия коллег, постоянно сотрудничая с организаторами митингов и представителями общественно-политических партий, в месяц они зарабатывают до 700 долларов, а в преддверии выборов к этой сумме смело можно добавлять еще один ноль.

Кроме того, последние выборы показали удивительную закономерность. 95% людей, по наводке бригадиров систематически посещавшие митинги той или иной партии, в конце концов голосовали за нее.