Президент России Дмитрий Медведев и канцлер Германии Ангела Меркель провели в Сочи переговоры в формате "один на один" и дали по завершению пресс-конференцию. Переговоры касались грузино-осетинского конфликта. В своих заявлениях российский лидер был категоричен, Меркель напротив - более дипломатична. Медведев заявил, что Россия не против международных миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта, обвинив в его развязывании исключительно Грузию. Меркель отметила: Германия хотела бы видеть в регионе больше международных наблюдателей.
Медведев заявил, что РФ не против присутствия в Южной Осетии и Абхазии международных миротворцев, но подчеркнул, что согласие на это должны дать абхазы и осетины, передает "Интерфакс".
- Медведев: не надо сваливать всю вину на Россию. У президента есть улики против Грузии
- Медведев: Россия предприняла адекватные меры в ЮО
- Меркель: действия РФ в отношения Грузии "непропорциональны"
- Буш вновь заявил о поддержке Грузии: президент ждет Райс из Грузии и совещается с Гейтсом
-
Президент России озадачен вопросами освещения в СМИ событий в Южной Осетии
"Проблема заключается в том, что сами югоосетины и абхазы никому, кроме российских миротворцев, не верят", - сказал Медведев. По словам президента, "вся история последних 15 лет показывала, что единственные войска, которые способны защитить их интересы, - а, к сожалению, зачастую и просто жизнь - это были российские войска".
"Именно поэтому они считают, что российские войска - это единственный гарант их безопасности", - добавил президент РФ. Он подчеркнул, что это обстоятельство "необходимо будет принимать во внимание".
"Россия, как гарант безопасности на Кавказе и в регионе примет то решение, которое будет отражать недвусмысленным образом волю этих двух кавказских народов", подчеркнул президент России.
"И не просто будет принимать эту волю, - продолжил Медведев, - но и будет руководствоваться в своей внешней политике этой волей и гарантировать ее исполнение на территории Южной Осетии и Абхазии в соответствии с тем миротворческим мандатом, который у нас есть".
Приведя в пример историю с признанием независимости Косово, Медведев напомнил, что "косовская сторона отклонила участие соответствующих миротворческих образований по мандату ООН и попросила, чтобы это были миротворческие подразделения, созданные на основе специального мандата Евросоюза".
"И ей, конечно, пошли навстречу. Я не углубляюсь в оценку той ситуации. Но, естественно, что тот, кто должен нести мир и спокойствие, как минимум должен быть комфортен для страны страдающей, для тех, кто испытывает гнет, давление или геноцид", - заявил президент РФ.
Медведев также считает, что "необходимо, чтобы мир в регионе был восстановлен и гарантирован, чтобы никому в голову больше идиотских идей не приходило".
Медведев: не надо сваливать всю вину на Россию
По его мнению, грузинский лидер Михаил Саакашвили пытался "одним броском" решить осетинский вопрос, сведя на нет все дипломатические усилия.
"Всю полноту ответственности за эти противоправные, жестокие деяния несет грузинское руководство. Силовой сценарий, который был использован Тбилиси, свел на нет в несколько часов все дипломатические усилия, предпринимавшиеся на протяжении последних 15 лет в различных переговорных форматах. Все это оставляет впечатление, что господину Саакашвили надоела "вся эта дипломатия", и он решил попросту броском и решением убрать мешающих ему осетин. Поэтому и операция называлась "Чистое поле", - цитирует ИТАР-ТАСС слова российского лидера.
"Мы же предприняли меры, чтобы ему неповадно было впредь даже мечтать о таких сценариях", - подчеркнул Медведев.
Также он выразил готовность предоставить подтверждения совершенных грузинской стороной преступлений в Южной Осетии. По словам Медведева российская сторона не собирается оправдываться, но "и фотографии, и соответствующие диски, на которых вся информация, касающаяся гуманитарных проблем, и разрушений, и убийств, и ранений граждан, будут предоставлены".
Медведев: Россия предприняла адекватные меры в ЮО
Медведев выразил "удовлетворение встречей" с Меркель. "Это наша четвертая встреча, и, конечно, мы обсуждали наиболее актуальные вопросы, прежде всего не могли остановиться на тех трагических событиях, которые связаны с агрессией Грузии в отношении миротворцев и гражданского населения Южной Осетии", - рассказал он.
Также он напомнил, что "эти акты привели к многочисленным жертвам, к потокам беженцев, к массовым разрушениям, к другим тяжким последствиям, которые, к сожалению, иначе, как гуманитарной катастрофой назвать нельзя".
"Мы предприняли ряд мер, вам известных, чтобы было неповадно, - продолжил Медведев. - Россия остается единственной защитницей в этой ситуации и мирного населения, и российских граждан, которые там сконцентрированы".
"Причем те адекватные меры, которые мы предприняли, естественно, были основаны на нашем праве на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН", - пояснил президент РФ. Медведев признал, что "к сожалению, сложности существуют".
"Тем не менее, мы согласовали с президентом Франции Саркози основные принципы урегулирования конфликта и рассматриваем их как необходимую и достаточную основу для решения проблемы", - напомнил президент РФ.
В то же время Россия, по словам Медведева, не хотела бы ни долгосрочного, ни краткосрочного ухудшения отношений с ЕС и США.
Меркель: действия России в отношения Грузии "непропорциональны"
Канцлер Германии заявила, что считает действия России в отношении Грузии непропорциональными, и выразила надежду на скорейшее начало урегулирования конфликта на основе согласованных принципов. "Даже если учитывать описание Россией ситуации, я все равно сказала, что считала реакцию России непропорциональной", - сказала Меркель.
По ее мнению, в основе урегулирования конфликта вокруг Южной Осетии должен лежать принцип территориальной целостности Грузии. "Мы не можем ждать еще 15 лет для урегулирования этого конфликта, пока мы не найдем стабильного решения", - заявила канцлер Германии.
Она высказала мнение, что принципы урегулирования конфликтов на территории Грузии, выработанные при посредничестве президентов Франции и России, "являются хорошей основой для дальнейшей работы". "Очень важно, чтобы были дополнены вопросы, связанные с выводом войск, оказанием гуманитарной помощи - причем, как грузинскому населению, так и осетинскому", - отметила канцлер ФРГ.
По ее словам, "мы хотим, чтобы в регионе было больше международных наблюдателей". "Важно, чтобы те наблюдатели, которые находились там, как миссия ОБСЕ, следили за ситуацией и могли соблюдать объективность", - добавила Меркель.
По мнению канцлера Германии, главное, чтобы "все права и безопасность всех людей были гарантированы - и в такой степени мы будем говорить об автономии, о каких-то других возможностях", однако "не каждый народ в мире в состоянии стать отдельным, самостоятельным государством".
Важный уроком, который "следует извлечь" из последних событий в Грузии и Южной Осетии, канцлер ФРГ назвала понимание того, что решение проблем "нельзя опять откладывать в долгий ящик". "Нужно постараться разрешить этот замороженный конфликт, как мы очень долго его называли, как можно быстрее, как можно эффективнее", - добавила Меркель.
Президент России озадачен вопросами освещения в СМИ событий в Южной Осетии
Дмитрий Медведев предложил журналистам после переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель ответить на три важных вопроса.
"Вопрос первый: кто все-таки начал военные действия в Южной Осетии? Это российские миротворцы, российские войска или грузинская армия? Давайте посмотрим, что показывали по телевизору. Непонятно. Но мы-то с вами знаем ответ на этот вопрос", - сказал президент России, обращаясь к журналистам после переговоров с канцлером Германии.
"Вопрос второй: хотело ли мировое сообщество, чтобы в результате этой агрессии осетины в Южной Осетии, а впоследствии и абхазы в Абхазии просто перестали существовать? Да или нет?" - продолжил он.
"И, наконец, третье. Рассматриваем ли мы то, что случилось как гуманитарную катастрофу, да или нет? Или это только дело самих осетин и Российской Федерации?" - задался Медведев еще одним вопросом.
"И вот если мы дадим ответы сами себе на эти вопросы, многое станет яснее", - подчеркнул российский президент. Он пояснил, что эти вопросы возникли у него после мониторинга того, как освещаются событий в Южной Осетии в международных СМИ.
"Та трагедия, которая случилась, приковала нас всех к телеэкранам, к другим источникам массовой информации, Интернету. И я тоже, как обычный человек, получал часть информации и оттуда, помимо других каналов, которыми располагает президент. И вот та информационная картина, которая была сформирована, и заставляет меня задать вам буквально три вопроса, над которыми мне бы хотелось, чтобы вы подумали", - сказал российский лидер.