Начатые в российской армии реформы давно назрели, но их проведение сопровождается рядом ошибок, считают российские военные эксперты. "Эту реформу надо было давным-давно начинать. Времени потеряно непоправимо много. Однако главный порок начатых реформ заключается в технологии исполнения и в тех конкретных шагах, которые сделаны", - заявил в пятницу главный научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Дворкин на заседании "круглого стола", посвященном проблемам реформирования армии.
По словам Дворкина, который ранее возглавлял четвертый ЦНИИ Минобороны РФ, занимающийся проблемами стратегических вооружений, основной порок начатых реформ - "полное отсутствие информации", сообщает "Интерфакс".
- Финансового обеспечения военной реформы до сих пор нет
"Нет открытого обсуждения в законодательных, исполнительных органах власти, в независимом экспертном сообществе. Никто ничего не знает. Таким образом, по таким процедурам не проходила реформа армии ни в одной развитой демократической стране", - сказал Дворкин. По его словам, подобного подхода к военной реформе никогда не было. "Мы опять идем своим путем, который ни к чему хорошему привести не может", - сказал эксперт.
По его мнению, даже в 90-е годы, в бытность министром обороны Павла Грачева, в Минобороны, в Генеральном штабе и в Центре военно-стратегического анализа широко обсуждались варианты структуры Вооруженных сил. Позже, при министре обороны маршале Игоре Сергееве, функционировали военно-технические советы с привлечением широкого круга экспертов, которые обсуждали проблематику стратегических ядерных сил и космических войск.
"Всего этого сегодня нет. Никто никого не спрашивает. Руководители сами все знают", - сказал Дворкин. По его словам, в предпринимаемых руководством Минобороны шагах по реформированию армии есть ряд спорных моментов. В частности, отметил эксперт, непонятны роли и задачи военных округов и создаваемых оперативно-стратегических командований. Кроме того, по его мнению, отрицательные последствия могут иметь реформы в области системы военного образования.
"Главный порок - это полный подрыв кадрового потенциала Вооруженных сил. Для восстановления этого потенциала необходимы, как минимум, два десятилетия", - сказал Дворкин.
Напомним, что, согласно проекту "создания нового облика армии" до 2012 года, офицерский корпус ждут массовые увольнения: из 310 тыс. нынешних офицеров в армии останутся 150 тыс. При этом, по заверениям Генштаба, все попавшие под сокращения офицеры будут трудоустроены и обеспечены жильем, согласно госпрограмме, которая вступает в действие с 1 января 2009 года.
Мнение эксперта поддержал президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов.
"Самый главный недостаток начатых министром обороны Анатолием Сердюковым реформ - это то, что никто ни с кем не обсудил план реформирования", - сказал Коновалов в ходе заседания "круглого стола".
Финансового обеспечения военной реформы до сих пор нет
Как ранее сообщил председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, до сих пор нет четко разработанного и обоснованного финансового обеспечения военной реформы. В целом думский комитет по обороне поддержал проект министерства обороны по реформированию Вооруженных сил, отметил Заварзин. "Но, к сожалению, для нас, депутатов в Госдуме, много еще неясно. И прежде всего, где в бюджете предусмотрены средства на проведение столь масштабных преобразований, включая деньги на обеспечение жильем для офицеров", - продолжил он.
В рамках военной реформы более 160 тыс. офицеров в ближайшие три года будут уволены со службы или зачислены в резерв. 26,7 тыс. офицеров должны быть уволены до конца 2008 года по достижении предельного возраста, 117,5 тыс., в том числе 60,3 тыс. с выслугой 20 лет и более и правом на пенсию, а 57,2 тыс. - без пенсии, но с правом на жилье, - по организационным мероприятиям и 9,1 тыс. до конца 2009 года - по достижении предельного возраста пребывания на службе.
Институт прапорщиков и мичманов, численность которых в настоящее время составляет 140 тыс. человек, будет ликвидирован, но не сразу, а в течение нескольких лет. Все прапорщики и мичманы дослужат свои сроки согласно контрактам.
За счет сокращения офицерского корпуса и дополнительных 25 млрд рублей, которые запланированы в федеральном бюджете, планируется увеличить зарплату лейтенантов и капитанов в частях постоянной боевой готовности и на боевом дежурстве. После 2012 года денежное довольствие младших офицеров вырастет до 70 тыс. рублей, а старшие офицеры от полковника и выше будут получать от 150 тыс. рублей.
Проект реформы подразумевает также перестройку управления вооруженными силами. Перестройка начнется с элитных частей: в первую очередь будут реорганизованы Таманская и Тульская дивизии. Они будут переформированы в меньшие по численности соединения. При этом все почетные наименования гвардейских дивизий будут переданы сформированным на их основе бригадам.
Отчет о "создании нового облика армии" был представлен на расширенном заседании комитета Госдумы по обороне 14 ноября. Уже тогда часть депутатов выразила сомнения по поводу проекта.
В настоящее время до сих пор неизвестно, откуда возьмутся средства на выходное пособие для более чем 200 тыс. офицеров. "Куда пойдут уволенные из армии люди в погонах? На эти и другие вопросы мы до сих пор не получили однозначных ответов от руководства Минобороны", - отметил глава думского комитета по обороне.
Виктор Заварзин сказал, что депутатский корпус беспокоит также, что "будет с институтом прапорщиков (мичманов), если его ликвидируют". "Куда пойдут около 140 тыс. человек, что с ними будет в дальнейшем? Просто так выбросить людей в погонах на улицу мы не позволим!" - заявил он.
"Наш комитет считает, что только после уяснения финансовых расчетов Генштаба о возможностях вновь создаваемых группировок на стратегических направлениях, мы определимся со своей позицией по данному вопросу", - заключил глава думского комитета по обороне.