Требования США по уничтожению ракеты 9М729 неприемлемы, заявил во вторник замглавы МИД РФ Сергей Рябков. "Американские требования по "полному и проверяемому уничтожению" этой системы - настолько далеко идущие, что они, по сути, предполагают очень глубокое проникновение американских специалистов в ткань той деятельности, тех работ, которые ведутся у нас по совершенствованию ракетной техники. "Для нас это, разумеется, неприемлемо", - заявил Рябков в Женеве, слова которого приводит "Интерфакс".
При этом замминистра подчеркнул, что "дверь для диалога мы не закрываем". "Мы подтвердили американской стороне готовность продолжить обсуждение этих вопросов", - добавил он.
Рябков с сожалением отметил, что российская сторона "не видит встречного желания считаться с ее озабоченностями и принимать в расчет ту аргументацию, информацию и дополнительные меры предлагаемой транспарентности, которые в совокупности, по убеждению Москвы, способны снять все вопросы американской стороны к системе, вызывающей у них такую озабоченность".
В ближайшую пятницу МИД России проведет закрытый брифинг для послов иностранных государств. "Будет возможность предоставить более подробную и предметную информацию о нашем подходе к тому, как быть с договором и как в связи с судьбой договора смотрится ситуация с ракетой 9М729", - сказал Рябков.
Дальше, по его словам, "будут новые шаги, новые меры, но о них пока рано говорить". "Это требует дополнительной проработки в Москве с учетом той негативной реакции, которую мы услышали от США", - сказал заместитель министра, комментируя спор Москвы и Вашингтона вокруг исполнения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).
По словам Рябкова, "вся тяжесть последствий слома одного из важнейших элементов международной архитектуры в сфере контроля над вооружениями ляжет на Вашингтон". "Мы Договор не нарушали и мы готовы сделать многое для того, чтобы американцы в этом убедились, в этом суть нашей позиции. Но им это не нужно, им нужно и дальше стоять на своем - на том, что развал Договора - следствие якобы нарушения его Россией", - подчеркнул представитель российского МИД.
Со слов Рябкова, ситуация вокруг ДРСМД похожа на проблему соблюдения Договора о СНВ (стратегических наступательных вооружениях). "Я хотел бы провести параллель (между ситуацией вокруг ДРСМД. - Прим. "Интерфакса") и Договором по СНВ... Проблема переоборудования части стратегических носителей США ставит перед нами вопрос о жизнеспособности договора", - сказал Рябков.
По его словам, "американские коллеги недоумевают и критикуют российских партнеров за то, что они некоторое время назад это обстоятельство связали с тем, как США выполняют этот Договор". "Но и в этом случае тоже, мы же не ведем речь об одностороннем выходе из ДСНВ, несмотря на все проблемы, связанные с его выполнением американской стороной", - подчеркнул Рябков.
Замминистра отметил, что Москва "предельно ответственно относится к существованию такого рода инструментария". "И мы не можем использовать существование этих договоров и перспективу их сохранения в качестве средства нажима на Вашингтон, это было бы крайне безответственно", - заключил он.
Президент США Дональд Трамп объявил 20 октября о намерении выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) в связи с тем, что российская сторона, по его словам, нарушает положения этого соглашения.
Вслед за этим 4 декабря госсекретарь США Майк Помпео выдвинул ультиматум России с требованием в течение 60 дней уничтожить или модифицировать ракету 9М729, которая, как утверждают в Вашингтоне, по своим показателям нарушает договор. Ультиматум истекает 2 февраля, после чего США, как заявил Помпео, приостановят свое участие в ДРСМД, если Россия не выполнит требование.
Россия эти обвинения отвергает и выдвигает встречные претензии к США, заявляя, что Вашингтон нарушает ДРСМД, размещая на объектах ПРО в Европе универсальные пусковые установки МК-41, которые разработаны для пусков крылатых ракет типа Tomahawk дальностью в 2,4 тыс. километров, подпадающих под запрет ДРСМД. Также российская сторона считает нарушающими договор американские беспилотные летательные аппараты (БПЛА), имеющие ударный потенциал, и ракеты-мишени, имитирующие баллистические ракеты средней и меньшей дальности для тестирования систем ПРО.