Следствие по делу о подрыве поезда Грозный-Москва продолжает работать по двум основным направлениям. С одной стороны, террористов пытались найти, опросив жителей ближайших дачных поселков. С другой, эксперты-взрывотехники пытались вычислить создателя бомбы "по почерку" и выйти на экстремистов таким образом. Хотя официальных результатов экспертиз пока нет, саперы накануне заявили, что бомба похожа на ту, которая использовалась при покушении на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Следователи, опрашивавшие дачников и обследовавшие место теракта узнали, что террористы курят "Мальборо" и ездят на светлых "Жигулях".
Как сообщает "Время новостей", сотрудники РОВД Серебрянопрудского района и ЛОВД станции Узуново обследовали четыре дачных поселка - Яковлевское, Журавка, Теник и Измайлово, расположенные в радиусе 500-600 метров от места подрыва поезда. И несколько их обитателей рассказали сыщикам, что видели две машины, которые около 7 часов утра 12 июня (поезд был подорван в 7:01) выезжали из поселка. Одна из них, как выяснилось, принадлежит дачнику. Разыскать владельца другой машины пока не удалось.
Более того, другие свидетели показали, что приблизительно в это же время они заметили, как два молодых человека в темных ветровках сели в светлые "Жигули", и автомобиль направился в сторону Москвы. Между тем, сразу после ЧП машинисты взорванного состава рассказали, что видели двоих подозрительных мужчин в темном, которые ушли в лес, за которым проходит дорога. Оперативники сразу же справились об автомобиле на окрестных постах ГАИ, но похожие "Жигули" постовые в то утро не останавливали.
С места "лежки" взрывников криминалисты, помимо самодельной взрывной машинки, изъяли окурок "Мальборо" и кусок бечевки, которые отправлены на экспертизу. Всего в рамках расследования взрыва уже назначено около десяти экспертиз: взрывотехническая, трассологическая, дактилоскопическая, биологическая и т.д.
Важнейшая из всех сейчас - взрывотехническая. Она должна установить конструкцию самодельного взрывного устройства и сравнить ее с другими ранее применяемыми бомбами. Как объяснили "Коммерсанту" взрывотехники, у каждого изготовителя бомб - свой почерк. Например, "авторство" могут выдать определенной марки батарейки, детонаторы, способы соединения и скрутки проводов и пр.
Первые выводы были оглашены накануне: журналистам сообщили, что подрывная машинка, использованная в Узунове, имела некоторое сходство с пультом, примененным во время совершенного в марте этого года покушения на главу РАО ЕЭС Чубайса. "Коммерсант" также отмечает, что курирует расследование зампрокурора Московской области Валерий Кузнецов, который до недавнего времени отвечал и за расследование покушения на Анатолия Чубайса.
Кроме того, по данным "Времени новостей", эксперты пришли к выводу, что скорее всего бомба на путях была заложена не утром 12 июня, прямо перед прохождением поезда, а как минимум на несколько дней раньше. И несколько дней пролежала под рельсом. В ходе осмотра места взрыва выяснилось, что провода были прикопаны, и, судя по состоянию земли, с тех пор прошло достаточно длительное время.
Кстати, кусок выбитого взрывом рельса был найден лишь накануне. В милицию его сдал хозяин огорода, расположенного метрах в 200 от места взрыва. По его словам, кусок металла вошел в землю почти вертикально и на порядочную глубину.
Следствие проверяет звонки с мобильных
Оперативники угрозыска ГУВД Мособласти сосредоточили свои усилия на изучении данных о звонках с мобильных телефонов, сделанных 11 и 12 июня из района железнодорожного перегона Узуново-Богатищево. Эти данные были оперативно предоставлены всеми операторами мобильной связи. "Предстоит изучить более 5 тысяч соединений. В этом месте большое количество дачных поселков, следовательно, высокая интенсивность телефонных разговоров. Пока интересных для нас телефонных номеров не выявлено. Но быстрого результата мы и не ожидаем. Работа эта кропотливая", - заявил "Коммерсанту" один из следователей. Напомним, что именно благодаря отработке звонков по мобильным телефонам были раскрыты многие громкие преступления. Среди них, например, убийство главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова.
Взрыв поезда стал взрывом рельса
Подрыв поезда N382 Грозный-Москва был совершен в 7:10 утра на 153-м километре Павелецкой железной дороги, в двух километрах от станции Узуново, где грозненский поезд делает обычно техническую остановку.
Под правым рельсом прямо перед первой колесной парой локомотива сработало безоболочное взрывное устройство, эквивалентное по мощности 3 кг тротила. Оно разрушило около полуметра рельса, а в насыпи образовалась воронка диаметром около метра и глубиной полметра. Щебень и куски разорванного рельса ударили в днище электропоезда, оторвали так называемый фартук локомотива, а также посекли часть лобового стекла кабины машиниста. Последний тут же сорвал стоп-кран, и поезд начал экстренное торможение. Локомотив проскочил место взрыва и остановился.
Несмотря на то, что первые четыре вагона за локомотивом, попадая на разорванный рельс, начали заваливаться направо, состав не упал. Железнодорожные инженеры уточнили, что пассажирские вагоны сравнительно легкие, к тому же поезд не успел набрать скорость после технической остановки. Это существенно снизило тормозной путь поезда из 13 вагонов. Если бы поезд шел на обычной скорости, все вагоны упали бы под откос, где сложились бы в гармошку.
Высота насыпи на участке Узуново-Богатищево Павелецкой железной дороги в месте подрыва составила не более трех метров. От падения с этой высоты четыре сошедших с рельсов вагона удержали бетонные опоры линий электропередачи. Вагоны, накренившись примерно на 30-40 градусов, в буквальном смысле легли на бетонные столбы.
Сразу после экстренной остановки пассажиры самостоятельно стали выходить из вагонов. Под руководством проводников и прибывших на место местных милиционеров пострадавшие спустились на поляну у насыпи и там ждали разрешения вернуться за своими вещами. На шум к железной дороге пришли и жители соседнего дачного поселка. Они постарались обеспечить пострадавших питьевой водой и едой.