Прежде чем публично раскритиковать правительство и руководство "Единой России", президент Башкирии Муртаза Рахимов пытался в личной переписке воззвать к думскому спикеру Борису Грызлову. Рахимов сетовал, что республика не может влиять на своих избранников в Госдуме, и попросил Грызлова вмешаться. Но спикер тогда отделался отпиской, после чего разразился публичный скандал, сообщает "Независимая газета".
В своем письме глава республики составил два списка депутатов: тех, чьей работой он доволен, и тех, кто якобы занимается подрывной деятельностью в регионе. Рахимов пожаловался, что в законодательстве не предусмотрена норма об отзыве нерадивого парламентария и о лишении его мандата. Поэтому он попросил Грызлова образумить зарвавшихся коллег и придумать механизмы контроля.
Грызлов ответил нейтрально, и его письмо глава Башкирии воспринял как отписку, личное оскорбление. Вскоре он разразился критикой в адрес федеральных властей и ЕР в интервью "Московскому комсомольцу". Рахимов выступил против излишней централизации и против "Единой России": "Партией пытаются рулить люди, которые и тремя курицами не командовали". Раскритиковал он экономическую политику государства: "Сегодня, пока есть нефть, газ, - щеки надуваем. А дальше что будем делать?"
На этот раз спикер Грызлов безучастным остаться не смог. Он сообщил, что выгонять Рахимова из партии не будут, но "разбор полетов" непременно проведут.
Обида Рахимова: не дают оставить преемника и отбирают суверенитет
Публично высказанная Рахимовым обида имеет глубокие корни, отмечает "Независимая газета". Во-первых, глава Башкирии переживает, что не сможет оставить после себя преемника. Премьер-министр республики Раиль Сарбаев, считающийся правой рукой Рахимова, также не располагает большим влиянием. Башкирский президент даже пытался инициировать поправки в закон о назначении губернаторов: он хотел, чтобы кандидатов предлагали региональные отделения партии, а не ее центральное руководство.
Во-вторых, конституционный суд недавно потребовал привести Конституцию Башкирии в соответствие с Основным законом страны, изъяв оттуда положение о суверенитете. В разных формулировках положения о суверенитете и гражданстве по-прежнему содержатся в конституциях Татарстана, Башкирии, Якутии, Тувы.
"Раз начальство просит, будем изменять", - согласился на прошлой неделе Рахимов. Правда, тут же оговорился: суверенитет республики и договор о разграничении полномочий между Россией и Башкирией – "исторический факт, который нельзя отменить". Одновременно глава республики заявил, что не откажется от критики региональной политики, проводимой федеральным центром.