Выясняются подробности вынужденной посадки малого самолета Wilga-35 на автодорогу в районе деревни Морозово Сергиево-Посадского района Московской области, которая произошла в понедельник. Оказалось, что у пилота самолета, 42-летнего жителя Воронежа Павла Титова, не было никаких разрешительных документов.
Звонок о падении самолета на пульт дежурного оператора службы спасения поступил около 23:00. Самолет Wilga-35 обнаружили лежащим на шоссе кверху шасси. К счастью, после удара о землю воздушное судно не загорелось, а топливный бак не взорвался. Летчик и его 37-летняя спутница-москвичка остались живы, но получили переломы.
Однозначно утверждать, что Титов был пьян, пока нельзя - следует дождаться результатов экспертизы. Но медики почувствовали запах алкоголя, когда укладывали Титова на носилки, пишет газета "Московский комсомолец".
"Следствию еще предстоит установить причины инцидента", - сказал руководитель отдела по расследованию преступлений на водном и воздушном транспорте Следственного комитета РФ Павел Селиверстов. Сделать это пока затруднительно. Не известно даже, откуда конкретно вылетел самолет и кем друг другу приходятся Титов и неизвестная женщина: Титов находится в бессознательном состоянии, женщина же отказывается отвечать на вопросы.
По одной из версий, на высоте около 1000 метров у самолета отказал двигатель. Выяснилось также, что примерно за час до крушения пилот выходил в эфир и сообщил, что до 22:00 намерен сесть на расположенную в районе взлетно-посадочную полосу. Авиадиспетчер сообщение летчика принял, однако, когда тот в назначенное время не прибыл, передал информацию об этом в надзорные органы. Связаться с самолетом пробовали еще раз, но безуспешно.
Опытные летчики подчеркивают, что самолеты данной модели польский производитель перестал выпускать еще в конце 1990-х годов, и причиной аварии мог стать банальный износ деталей. Кроме того, владельцы частных самолетов часто экономят на топливе, приобретая обычный автомобильный бензин Аи-95, хотя самолету нужно высокооктановое авиатопливо. К тому же пилот мог просто не заметить, что топливо скоро закончится. Таким образом, двигатель мог отказать из-за прекращения подачи горючего.
Самолет мог задеть провода
Отдельно предстоит выяснить причину переворачивания самолета. Возможно, предположил руководитель отдела СК Селиверстов, самолет перед касанием земли задел хвостом линию электропередачи. Не исключено, что перевернулся он и после посадки - если пилот слишком резко выжал тормоз. Сделать это ему понадобилось, например, чтобы избежать столкновения с автомобилем. Но данные о наличии на дороге автомобилей в момент падения самолета пока не подтвердились.
"Вообще, чтобы перевернуть этот аппарат, еще нужно постараться. "Вильгу" можно без проблем посадить хоть на свежеперепаханное поле, хоть на лесную опушку", - говорят опытные пилоты.
Самолет не был зарегистрирован в Росавиации. Титов эксплуатировал самолет без прохождения каких-либо обязательных процедур. За это ему грозит штраф, а если у его пассажирки диагностируют тяжкий вред здоровью - то и уголовная статья с тюремным сроком за нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека.
"Процедура получения разрешения на покупку и эксплуатацию самолета не простая. Будущий летчик должен отучиться в авиашколе, несколько десятков часов налетать под контролем инструкторов и только затем получить удостоверение. Самолет должен регулярно проходить техосмотр, быть приписан к какому-либо аэропорту, храниться в определенных условиях. Перед каждым вылетом летчик обязан проходить медицинский контроль. Наконец, существует целый ряд правил для самолетов класса Wilga. Они могут летать не выше нескольких километров, и только до захода солнца", - пояснил представитель Росавиации.
Действительно, в Руководстве по летной эксплуатации самолета Wilga-35 A (он же PZL-104) говорится: "Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты до высоты 4000 м днем в простых метеоусловиях с грунтовых и бетонированных взлетно-посадочных полос".
"Строго запрещено летать над населенными пунктами", - добавил представитель контролирующего органа. По его мнению, подход к нарушителям у нас стал слишком мягким.
"Маленькие самолеты приобретают иногда в ужасном состоянии или вообще собирают самостоятельно. В плане посадки он неприхотлив, соответственно, и ангар ему искать не нужно, и регистрировать в аэрогавани", - отметил чиновник.