Совершившая накануне теракт в чеченском селе Илисхан-Юрт Шахидат Баймурадова входила в группу из более чем 30 женщин-камикадзе, подготовленных для совершения терактов в Чечне, сообщает МВД республики.
"Баймурадова могла быть одной из 36 смертниц, подготовленных в группировке полевого командира Шамиля Басаева", - сообщила "Интерфаксу" руководитель пресс-службы МВД Чечни Лиля Цингиева. Причастность Баймурадовой к бандгруппе Басаева рассматривается как одна из семи рабочих версий, прорабатываемых следствием.
Использование женщин для самоподрыва в толпе - относительно новый метод, взятый на вооружение незаконными формированиями.
Этих женщин-камикадзе называют "черными вдовами". Это - матери, жены и сестры чеченцев, пропавших и убитых в боях с федеральными войсками.
46-летняя террористка Шахидат Баймурадова - также мать убитого боевика. Еще два ее сына сидят в СИЗО.
Журналисткое расследование: "черные вдовы", как инструмент войны и пропаганды
Ранее таким же образом было совершено покушение на военного коменданта Урус-Мартанского района Чечни генерала Гайдара Гаджиева, который от полученных ран впоследствии скончался. По такому же образцу должны были развиваться и события на Дубровке.
Накануне во время массового религиозного праздника в Гудермесском районе Баймурадова, выдавашая себя за журналистку, подорвала бомбу в толпе людей в непосредственной близости от главы администрации Чечни Ахмада Кадырова. Как сообщает телекомпания НТВ, взрывное устройство было спрятано в видеокамере. В результате теракта, по последним данным, погибли 26 человек, около 150 получили ранения различной тяжести.
Сыновья террористки Баймурадовой - участники бандформирований
Один из братьев Баймурадовых состоял в незаконном вооруженном формировании и был убит около года назад в боестолкновении с федеральными силами, сообщает РИА "Новости".
Второй брат, по данным УФСБ, находится под следствием в чернокозовском изоляторе, его подозревают в совершении ряда особо тяжких преступлений.
Третий же сын террористки-смертницы осужден за разбойное нападение и содержится в одной из тюрем Дагестана.
"Черные вдовы" - инструмент войны и пропаганды
Боевики в пропагандистских целях поручают совершение терактов "черным вдовам". Это жены и сестры чеченцев, пропавших, убитых или погибших в боях с федеральными силами. Они избирают смерть камикадзе, чтобы продемонстрировать силу сопротивления.
Боевики в пропагандистских целях поручают совершение терактов "черным вдовам". Это жены и сестры чеченцев, пропавших, убитых или погибших в боях с федеральными силами. Они избирают смерть камикадзе, чтобы продемонстрировать силу сопротивления. Они надевают пояс смертника, садятся в грузовик, наполненный взрывчаткой, и наносят удар по объекту.
Сепаратисты превозносят подобные действия, пишет сегодня Corriere della Sera (перевод на сайте Inopressa.ru). Захват заложников в московском театральном центре проходил по такой же схеме. Обреченный на неудачу штурм, оставивший после себя столько тайн. Взрывные устройства доверили, по словам российских представителей, именно "черным вдовам", одетым как ниндзя. Эти заявления мало кого убеждают, но они потрясли воображение. Русские и чеченцы преследовали одну цель - превознести роль женщин, представить сценарий войны "на палестинский манер".
Чеченских боевиков вдохновляет образ Хавы Бараевой, принадлежавшей к тейпу, многие представители которого принимают участие в бандформированиях. Хава первой вступила на путь мученичества. Пропаганда повстанцев представляет ее героиней, ей посвящаются песни и поэмы, пишет издание.
Лидеры боевиков воспользовались также пропагандистским опытом других исламских группировок, имеющих свои сайты в интернете. Воззвание, вероятно скопированное с текста, составленного на Ближнем Востоке, - стало очень популярным среди чеченцев, симпатизирующих боевикам. В документе говорится о "долге сестер" оказывать помощь моджахедам даже на поле боя.
На протяжении длительного времени руководство движения полагало, что "ситуация еще не дошла до того момента, когда требуется непосредственное участие женщин в боевых действиях". Но картина событий изменилась - по причине понесенных потерь и идеологического влияния исламских добровольцев. Из Европы, так же, как и из Северной Африки, в Чечню направились десятки активистов, готовых оказать помощь чеченским боевикам.
Во время военных кампаний женщины-боевики занимались оказанием медицинской помощи, "используя скудные материалы, которые имелись в их распоряжении. За это их вознаградит Аллах". В ходе боев чеченки должны были кормить и поить своих братьев, "как это было в Афганистане". Другие переносили через территорию противника оружие и боеприпасы. Они играли важную роль в поддержании боевого духа боевиков в разгар боев.
По мнению лидеров чеченских повстанцев, женщины играют большую роль в воспитании детей. Они должны формировать их характер, делать их сильными, чтобы они могли стать моджахедами. На ночь, говорят повстанцы, целесообразно рассказывать детям истории о мучениках: "В истории Пророка имеются десятки примеров, о которых следует рассказывать". Важна дисциплина: "Учите детей накапливать ненависть к врагам Аллаха и неверующим". Когда это возможно, мать не включает телевизор, потому что он "воспитывает застенчивость, пропагандирует анархию".
У чеченских сестер особая миссия. Отвечать на критику тех, что выступает против джихада. Наилучшие ответы содержатся в текстах шейха Абдаллы Аззама - палестинца, соратника Усамы бен Ладена. Возможно, в этих книгах сепаратисты отыскали идеи, подтолкнувшие движение к применению тактики своих ближневосточных единомышленников. С одним лишь отличием. "Аль-Каида" до последнего времени использовала женщин для выполнения задач в тылу. "Хамас", другая группа исламского толка, отказалась использовать женщин-камикадзе. Лишь нерелигиозные формирования "Бригады мучеников аль-Аксы", близкие в "Фатх", используют эту практику, убеждая многих девушек надевать пояса смертников.
Сама тактика возникла случайно - первая девушка взорвалась по ошибке - но закрепилась после широкого резонанса, последовавшего за этим инцидентом. Подобная динамика наблюдается и у чеченцев, отмечает Corriere della Sera. В документе, адресованном женщинам-боевикам, с гордостью говорится: "Смелость женщин - это стыд за многих современных "мужчин".