В Следственном комитете при МВД России заявили, что Сергей Магнитский не был юристом фонда Hermitage Capital, а работал его бухгалтером, и в этом качестве разрабатывал схему ухода от налогов. Как бухгалтер он был причастен к хищению 5,4 миллиарда рублей бюджетных средств. Такую версию озвучила в понедельник на пресс-конференции в "Интерфаксе" глава пресс-службы комитета Ирина Дудукина.
По ее словам, эти данные подтверждаются признательными показаниями двух соучастников хищения. Речь идет о предпринимателе Вячеславе Хлебникове и директоре ООО "Парфенион" Викторе Маркелове. Они дали показания, подтверждающие причастность Маркелова к мошенничеству. Однако эти показания еще нуждаются в проверке, сказала глава пресс-службы.
Вместе с тем она сообщила, что расследование уголовного дела о хищениях завершено и передается в прокуратуру. При этом преследование главы фонда Уильяма Браудера будет прекращено, если он погасит задолженность в размере полумиллиарда рублей, сказала Дудукина. По ее словам, такое решение может быть принято в связи с изменением уголовной ответственности за налоговое преступление.
- Hermitage Capital: деньги украли милиционеры и теперь хотят на кого-то повесить
- Для умершей в СИЗО Веры Трифоновой нашли новое мошенничество
При этом, по словам Дудукиной, расследованию дела Hermitage пытаются помешать в американском Конгрессе - именно так в российском МВД расценивают появление так называемого "списка Кардина" о запрете на въезд в США российским чиновникам, "причастным к преследованию и гибели Сергея Магнитского". Законопроект об этом в сентябре внес в Конгресс председатель государственной Комиссии США по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, сенатор Бенджамин Кардин.
СК при МВД считает, что обвинения в адрес следователей по делу фонда Hermitage о том, что они при зарплате в 500 долларов потратили на себя около 4 миллионов, не соответствуют действительности. "Суммы, которые фигурируют на Западе в контексте следователей Артема Кузнецова и Павла Карпова, взяты с потолка", - заявила глава пресс-службы.
"По данному поводу были проведены проверки управлением собственной безопасности, а также в рамках возбужденных уголовных дел о клевете по заявлениям наших сотрудников", - сказала Дудукина.
Было установлено, что Кузнецов "не является членом следственных групп, которые расследуют уголовные дела, находящиеся в Следственном комитете, он принимал участие в расследовании, когда уголовное дело находилось в производстве следственных подразделений Москвы". Вся собственность, о которой идет речь в обвинениях, приобреталась Кузнецовым в 2003-2004 годах. "По этому поводу есть все соответствующие документы", - добавила она.
То же самое, по ее словам, можно сказать в отношении следователя Карпова: вся собственность, которую имеют он и его семья, была приобретена до 2008 года. "Следователь Сильченко, который упоминался в связи с делом сотрудника фонда Hermitage Сергея Магнитского, кроме двухкомнатной квартиры в "хрущевке", на юго-западе Москвы ничего не имеет. Поэтому о Сильченко на Западе ничего не говорят", - отметила Дудукина.
Напомним, уголовное преследование в России в отношении представителей Hermitage началось в июне 2007 года. Тогда сотрудники ГУВД Москвы провели обыски в московских офисах компании Hermitage Capital и юридической фирмы Firestone Duncan. 37-летний юрист Сергей Магнитский был обвинен в совершении преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) и был помещен в следственный изолятор.
16 ноября 2009 года Магнитский скончался в СИЗО "Матросская тишина". Его смерть вызвала широкий общественный резонанс. СКП РФ возбудил по факту смерти Магнитского уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьей 124 (неоказание помощи больному) и статьей 293 (халатность) УК РФ.
По данным первой судебной экспертизы, причиной смерти юриста стала острая сердечная недостаточность. Несмотря на отставки в системе федеральной службы исполнения наказаний, правозащитники заявили, что реальное расследование причин гибели Магнитского проведено не было.
1 июля Следственный комитет при прокуратуре заявил, что решает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников МВД РФ и Следственного комитета при МВД РФ, которые занимались расследованием уголовного дела в отношении Магнитского. Тогда было заявлено, что по указанию главы СКП Александра Бастрыкина отменено постановление следователя отдела по Тверскому району СКП по Москве об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции.
По версии фонда, юрист Магнитский дал показания о причастности нескольких следователей МВД к налоговой афере с компаниями, принадлежащими Hermitage Capital, и ему не оказывали медицинскую помощь, чтобы заставить отказаться от этих показаний.
"Магнитский, уважаемый юрист, представлявший британскую инвестиционную компанию, обнаружил налоговые махинации гигантского масштаба, совершенные группой высокопоставленных офицеров МВД и правительственных чиновников, и не побоялся выступить против государственной машины", - таким образом суммирует историю Сергея Магнитского The Sunday Timeы, которую цитирует BBC.
Hermitage Capital: деньги украли милиционеры и теперь хотят на кого-то повесить
Фонд Hermitage Capital достаточно резко отреагировал на последние заявления Ирины Дудукиной, передает "Эхо Москвы". В специальном сообщении для прессы говорится, что МВД пытается очернить его имя, пользуясь тем, что Сергея нет в живых и он не может ответить.
Руководство правоохранительных органов само несет ответственность за хищение из бюджета, о чем Сергей Магнитский проинформировал их ранее, - сообщил "Эху Москвы" бывший коллега Магнитского Джемисон Файерстоун. По его мнению, "сотрудникам МВД, которые украли эти деньги, нужно "повесить" это дело на кого-то". "Им очень удобно сделать это в отношении человека, который умер", - подчеркнул Файерстоун. Он сказал, что "шокирован" данным обвинением, "потому что это абсурд".
"Я долгое время работал в России, и понимаю, как эти процессы работают. Если человек даст показания против сотрудников правоохранительных органов, они немедленно возбудят против него уголовные дела", - отметил Файерстоун.
"Отвратительно, когда весь мир понимает, что Сергей был героем и должен получить орден за то, что он сделал, а они на годовщину его смерти хотят испортить его репутацию", - заявил он, добавив, что "время покажет, что это все ложь".
В свою очередь глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер считает абсурдным предложение вернуть в российскую казну 500 миллионов рублей, взамен на прекращение уголовного преследования в части неуплаты налогов.
Это предложение абсурдно с самого начала, поскольку отсутствуют какие-либо задолженности, нет никаких претензий от налоговых органов. Наоборот, само уголовное дело было возбуждено для того, чтобы получить доступ к документам компаний фонда, украсть их, и затем с их помощью украсть из бюджета 230 миллионов долларов. "Абсурдно даже думать о том, что можно вести речь о возврате каких-то денег, которые никто никому не должен, и речь идет о тех людях, которые, по сути, участвовали в хищении денег у собственного народа. Никогда даже копейки не будет заплачено этим преступникам. В память о Сергее Магнитском, у нас обязательства перед ним, его семьей и я уверен, что любой честный человек в мире чувствует то же самое", - говорит Браудер.
Глава фонда пообещал приложить максимум усилий для того чтобы сотрудники правоохранительных органов, причастных к гибели Магнитского, были бы арестованы, в случае если покинут пределы России.
Для умершей в СИЗО Веры Трифоновой нашли новое мошенничество
Одновременно Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ закончил расследование уголовного дела, в рамках которого была арестована президент компании "Китэлитнедвижимость" Вера Трифонова. Обвинения в окончательной редакции предъявлены ее заместителю Юрию Шубину и депутату Магаданской облдумы Георгию Шамиряну. Шубину в окончательной редакции предъявили обвинения еще по одному эпизоду мошенничества, причем заявляют, что действовал он вместе с Трифоновой, сообщает "Росбалт".
Второе обвинение предъявлено по заявлению бизнесмена Андрея Козырева. В 2009 года он выплатил Трифоновой и Шубину 1,5 млн долларов за оформление нескольких участков земли. Официально сделка была оформлена как договор займа. Вскоре Трифонова и Шубин оказались в СИЗО, поэтому ни выполнить свои обещания перед коммерсантом, ни вернуть ему деньги не могли физически.
По словам адвоката обвиняемых Владимира Жеребенкова, тогда Козырев просто забрал себе две машины Шубина: Bentley и Porsche. Родственники зампрезидента "Китэлитнедвижимости" подали заявление в милицию, против Козырева возбудили уголовное дело, однако потом он неожиданно из подозреваемого превратился в потерпевшего. В СКП сочли, что Трифонова и Шубин получили 1,5 млн долларов мошенническим путем и предъявили последнему соответствующие обвинения.
В итоге Юрию Шубину предъявили обвинение в двух эпизодах мошенничества (ст. 159 УК РФ), а Георгию Шамиряну - в одном. Следственные действия по данному делу завершены, в ближайшее время арестованные получат возможность начать знакомиться с материалами. Вера Трифонова до конца расследования не дожила, умерев в СИЗО, как и Сергей Магнитский.