В омской колонии строгого режима N6 в ночь на 7 октября произошла массовая драка заключенных
Кадр из видео НГС Омск / www.youtube.com
В омской колонии строгого режима N6 в ночь на 7 октября произошла массовая драка заключенных
 
 
 
В омской колонии строгого режима N6 в ночь на 7 октября произошла массовая драка заключенных
Кадр из видео НГС Омск / www.youtube.com

В омской колонии строгого режима N6 в ночь на 7 октября произошла массовая драка заключенных. По данным ФСИН, в беспорядках участвовали более 150 человек. На следующий день в колонию ввели ОМОН, более 40 человек пострадали, как минимум один попал в реанимацию, часть вывезли в другие колонии. По данным властей, заключенные требовали серьезного послабления режима - разрешения пользоваться мобильными телефонами и свободного передвижения между отрядами. Этой же версии придерживается местный омбудсмен Ирина Касьянова. Правозащитники и родственники заключенных заявили, что бунт стал реакцией на издевательства и пытки.

Телеканалу "Дождь" о том, что произошло в колонии, рассказал свидетель бунта - заключенный Сергей, вышедший на свободу на этой неделе. По его словам, оставшиеся в ИК- 6 сидельцы попросили его донести до общественности, что предшествовало инциденту. О причинах бунта также журналистам рассказали родственники осужденных. Все имена людей, которые дали пояснения по инциденту, изменены по их просьбе.

По словам Сергея, до всех заключенных руководство колонии сразу же доводит мысль: "ты приехал в лагерь страдать - страдай". Он отметил, что ни о каких запрещенных предметах речи не шло. "Они требовали нормальные условия, внутренний распорядок. Им [руководству колонии] сейчас надо себя защитить, у них идет информационная война против нас, ребят же они нормально поломали, когда ОМОН заходил", - сказал он.

"Не выдержали": с чего начались беспорядки

Как рассказал мужчина, драка между осужденными произошла еще вечером в субботу. Тогда рядовые заключенные, измученные издевательствами, напали на так называемых активистов, которые действуют по указанию руководства ИК. "Не выдержали", - пояснил он.

"Столько унижений… Когда-то это должно было случиться. Потому что привлечь внимание к лагерю невозможно. Примерно в среду парня избили, приехала "скорая", знаю, что зашивали язык. Адвокат не может зайти, родителей не пускают. Идут в прокуратуру, а она вообще молчит", - сказал Сергей. Он отметил, что "приходится идти и бить", чтобы как-то "привлечь внимание". Он заверил, что ничего не было спланировано, а началось все с маленькой группы лиц.

В драке участвовали почти 150 человек, по словам свидетеля, сотрудники колонии практически не вмешивались - только снимали все на видеорегистраторы. В воскресенье, когда все уже было спокойно, заключенные ждали правозащитников или адвокатов, однако в колонию пришел ОМОН, полицейские забирали по отрядам участников драки, опознанных на видео.

Именно тогда заключенные вывесили через дыру в стене белую простыню с надписью "Спасите", сделанной кровью. Это надо было, чтобы бунтовщиков заметили, пояснил Сергей. "Потому что если б нас не заметили, то было бы намного хуже", - добавил он.

В итоге задержанных сначала увели в дежурную часть в колонии, а потом часть из них стали развозить по другим колониям. "Их забрали, спрятали, и я слышал, что к ним была применена грубая физическая сила", - сообщил мужчина.

Мать заключенного ИК-6 Марьяна рассказала "Дождю", что сын позвонил ей 7 октября с какого-то мобильного и кричал в трубку: "Спаси меня, спаси нас, нас всех убивают, вызывай правозащитников, ввели ОМОН и спецназ", после чего бросил трубку. Однако родственников, которые приехали к колонии, не пустили, не дали доступ к осужденным и адвокатов. "Родственники боятся, они запуганы, я тоже боюсь за жизнь и здоровье, могут вообще не выйти. Если я, не дай бог, куда-то обращусь, его изнасилуют, опустят в воду, в унитаз", - сказала женщина.

По словам Марьяны, активистов (стукачей, работающих на администрацию) в омской колонии чуть ли не половина от всех заключенных. Сотрудничать с администрацией принуждают всех новичков.

Новичков в ИК-6 сразу же встречают издевательствами и насилием

Как рассказал "Дождю" бывший заключенный ИК N6 Сергей, издевательства начинаются сразу после прибытия, причем силу применяют зэки с одобрения руководства. Новоприбывшие две недели в карантине находятся, все это время они стоят с поднятой головой, нельзя ее опускать и вообще шевелиться. "А через две недели грубая физическая сила применяется. После карантина - адаптационный отряд, и, если заключенный не становится таким, как они хотят, то его держат в этом отряде больше года, хотя по закону нельзя больше восьми месяцев. И так, пока человек не согласится сотрудничать", - сообщил мужчина.

Об этом рассказывал матери и сын Марьяны. "Они хотят сломать человека с первых дней, хотят показать, что если ты сюда прибыл, ты не человек, ты раб, и звать тебя никак, оттуда нормальными люди не выходят. Оттуда выходят люди жестокие, униженные, оскорбленные, они их не исправляют, они их уничтожают", - говорит женщина.

Те, кто отказываются, обречены на издевательства и вымогательство денег. Платить приходится за все. "Если знают, что у человека есть деньги, они с него вытянут. Таких хотят сломать, чтобы он тянулся на свободу, и начинал брать у родителей деньги", - объясняет Сергей.

Как отметил Сергей, с каждым днем в колонии "затягивают гайки, но у каждой гайки резьба срывается". По словам Сергея, издеваются над заключенными не только активисты, но и сотрудники колонии. Заматывают в вату из матраса, чтобы не оставалось следов, и зверски избивают. Или топят в тазу с водой, потом откачивают.

Отец заключенного ИК N 6 Виктор подчеркнул, что родные согласны, что их сыновья - преступники, но их не приговаривали по суду к издевательствам. Местным членам ОНК и словам омского омбудсмена Ирины Касьяновой Виктор давно не верит. Он считает, что бунт в колонии был предсказуем. "Неужели они вперед не смотрели и не понимали, что рано или поздно человек дойдет до такой степени, когда у него уже просто выбора нету, накипит", - сказал мужчина.

Напомним, в связи с бунтом в колонии возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества). В организации беспорядков подозреваются 12 человек. ИК-6 в Омске была образована в 1943 году. Сейчас в учреждении отбывают наказание более 1,6 тысячи человек, впервые осужденных за тяжкие преступления.