Президент России Дмитрий Медведев сравнил агрессию Грузии против Южной Осетии с терактами 11 сентября 2001 года в США. По мнению российского президента, агрессия Грузии против мятежной Южной Осетии была ненужной и немотивированной и свершилась при потворстве Соединенных Штатов, пишет The Guardian.
"Для России 8 августа 2008 года – это почти как 11 сентября 2001-го для Соединенных Штатов Америки, – сказал он зарубежным журналистам и исследователям. – Мне бы хотелось, чтобы из событий, начавшихся 8 августа этого года, мир извлек уроки".
- Медведев назвал Саакашвили "человеком, отягощенным массой патологий"
- Россия не планирует включать Южную Осетию в состав РФ
Уроки, разъяснил он, с точки зрения России, состоят в том, что сложившаяся после холодной войны "иллюзия", будто с единственной сверхдержавой мир может быть безопасным и прогнозируемым, себя изжила.
43-летний президент сообщил, что вскоре после того, как он приказал российским войскам оттеснить грузин, ему позвонил Джордж Буш и сказал: "А зачем тебе это все надо, ты же молодой президент с либеральным "бэкграундом". Зачем?". "Я сказал ему, что у нас не было выбора", – сообщил Медведев.
Медведев назвал Саакашвили "человеком, отягощенным массой патологий"
Интервью с российским президентом состоялось на следующий день после аналогичного интервью с премьер-министром Владимиром Путиным. Однако, как отмечает издание, президент был более резок в высказываниях о своем грузинском коллеге Михаиле Саакашвили и назвал последнего "человеком, отягощенным массой патологий", а также заявил, что тот часто появлялся на публике в состоянии наркотического опьянения. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
"России пришлось признать Южную Осетию независимым государством (на Западе это решение было сильно раскритиковано), потому что в противном случае Грузия могла бы напасть снова. Если один раз напился крови, то уже не остановиться, если не дать как следует в рыло", – сказал он.
Медведев обвинил госсекретаря США Кондолизу Райс в том, что она заблокировала предварительную договоренность между Россией и Грузией о подписании соглашения о неприменении силы. "С ним встретилась Райс, после этого мальчика как подменили... Начал откладывать подписание соглашения. Начал готовиться к войне".
Российский президент опроверг утверждение грузинской стороны, что если бы НАТО предоставило ей План действий для членства, на чем в этом году настаивал Буш (Франция и Германия заблокировали данное решение), то Россия не посмела бы применить силу. "Могу вас заверить, что я как президент ни секунды бы не колебался при принятии того решения, которое я принял тогда", – сказал он.
С большей, чем Путин, твердостью он дезавуировал какие бы то ни было аналогии между сегодняшней Россией и Советским Союзом. Путин однажды назвал распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой XX века. Медведев, который на 13 лет моложе своего предшественника, сказал, что никакой ностальгии не ощущает.
"Нам не нужна милитаризированная страна за "железным занавесом", я в такой стране жить не хочу, просто скучно, не интересно, я жил в такой стране", – сказал он. У него более оптимистичные взгляды на последствия кризиса для взаимоотношений России с США и Евросоюзом. "Я не считаю, что фаза противостояния будет длительной", – предположил он.
Россия не планирует включать Южную Осетию в состав РФ
И президент, и премьер дали понять, что Россия не планирует включать Южную Осетию в состав Российской Федерации. Президент региона Эдуард Кокойты в четверг заявил, что теперь, после провозглашения независимости от Грузии, он хотел бы, чтобы его республика вошла в состав России. Час спустя под нажимом ему пришлось изменить свою позицию, и он сообщил "Интерфаксу", что его "неправильно поняли".
На декабрьском саммите НАТО, как ожидается, будут пересмотрены отношения альянса с правительствами Грузии и Украины, а на обсуждение будет вынесен вопрос о том, чтобы позволить им начать приготовления ко вступлению. Этот вопрос, как ожидается, приведет к обострению разногласий внутри альянса, и российская сторона надеется, что в связи с нападением Грузии на Южную Осетию сильнее окажутся сторонники отсрочки.
Начало процесса принятия Грузии и Украины в НАТО будет "одним из очень серьезных дестабилизирующих факторов", сказал российский президент. "Единственное, чего мы не понимаем, что может в этом случае получить НАТО? Затащить в военно-политический альянс государства... которые находятся еще в неопределенном состоянии, элиты и население которых расколоты, где не проведены... референдумы... где велика угроза сепаратизма", – сказал он.