Конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун подал иск к инвестбанку "Траст", требуя с него 310,2 млн рублей
НТВ
Конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун подал иск к инвестбанку "Траст", требуя с него 310,2 млн рублей
 
 
 
Конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун подал иск к инвестбанку "Траст", требуя с него 310,2 млн рублей
НТВ

Депутаты Госдумы РФ вновь готовятся узаконить широкомасштабную систему слежения за согражданами, включающую прослушивание телефонных переговоров без санкции суда, пишет в понедельник газета "Версия".

Сделать это народные избранники собирались давно. Еще восемь лет назад думский Комитет по законодательству подготовил проект закона "О противодействии экстремистской деятельности", дававший возможность спецслужбам знакомиться с конфиденциальными разговорами россиян. Но тогда "всеобщую прослушку" внедрить так и не удалось: депутаты не учли массированного сопротивления, которое окажут им правозащитники и журналисты. Собственно, закон тогда не приняли, благодаря петербургскому журналисту Павлу Нетупскому, выигравшему в Верховном суде процесс по так называемому СОРМу-2, напоминает издание.

Сейчас на повестке дня - новый закон "О средствах содействия оперативно-разыскным мероприятиям" – СОРМ-3. Судя по чрезвычайной активности, предпринимаемой депутатами-"единороссами", на этот раз законопроект скорее всего "протащат", во всяком случае, того противодействия общественности, которое оказали СОРМу восемь лет назад, ожидать не приходится, отмечает газета.

Формально поправкой к законопроекту "Об оперативно-разыскной деятельности" депутаты Госдумы хотят восполнить правовой пробел в законе, давая возможность оперативным подразделениям производить свои мероприятия не только в отношении обвиняемых и подозреваемых, но и в отношении лиц, которые скрываются от правосудия. Теоретически же подозреваемым может оказаться каждый, поскольку поправку можно будет применять к любому гражданину - от рыночного торговца до крупного чиновника или бизнесмена, продолжает издание.

В Госдуме все отрицают

В Госдуме РФ решительно отвергают все подобные домыслы. "Мы не собираемся ничего менять радикально в законодательной базе, - заявил член Комитета Госдумы по безопасности и один из авторов законопроекта Геннадий Гудков, - поскольку в законе "Об оперативно-разыскной деятельности" уже очерчен круг лиц, который может попасть под оперативно-технические мероприятия: это подозреваемые и обвиняемые лица, выступающие фигурантами в делах о тяжких и особо тяжких преступлениях. Мы лишь добавили в перечень лиц, скрывающихся от правосудия. Ничего больше".

В то же время юристы считают, что больше ничего и не нужно. Известный правозащитник и адвокат Генри Резник ранее объяснял, в чем "зацепка": предположим, имеется некий субъект, которого власть собирается "слить". Его объявляют свидетелем по какому-нибудь условному уголовному делу, что сделать совсем несложно. Затем следует рапорт следователя, который сетует на то, что свидетель якобы избегает с ним встреч, а возможно, он вообще сбежал. Вот тут и включается "прослушка", несмотря на то, что "объект" - всего лишь свидетель.

Пока действующий закон разрешает силовикам прослушивать телефонные переговоры и нарушать тайну переписки только на основании судебного решения и только в отношении подозреваемых в совершении преступления. Однако если поправки будут приняты, "под колпаком" окажется некий "неопределенный круг лиц", и правоохранители смогут прослушивать телефоны не только у подозреваемых в совершении преступлений, но и у тех, кто, по мнению милиции, может располагать какой-либо информацией о преступлениях. При этом "жучки" разрешат устанавливать где угодно – в квартирах, рабочих кабинетах и даже в автомобилях, отмечает издание.

Комментарий юриста - с правовой стороны все в порядке

Один из юристов, работавших над текстом законопроекта, на правах анонимности сказал газете следующее: "Мы добавили всего две категории лиц – "уклоняющихся от правосудия" и "скрывающихся". С правовой стороны все в порядке. Люди, определенные как преступники или как подозреваемые в преступлении, но уклоняющиеся, таким образом, попадают в поле зрения закона. Правоохранители стремятся установить их степень вины. Чтобы это сделать, мы предлагаем дать полномочия, которые и так де-факто используются для его нахождения и привлечения к суду. Это логично: почему мы не имеем права проводить эти же мероприятия для того, чтобы установить, схватить, привести в суд и изолировать преступника от общества? С технической точки зрения эта поправка не революционная, она ничего не расширяет, она просто уточняет редакцию уже существующей статьи".

Пока поправки не приняты, но, по слухам из коридоров Госдумы, на сей раз это уже полностью решенный вопрос, и авторы документа якобы даже успели проконсультироваться с руководителями фракций и заручиться их "благословением". Во всяком случае, единым фронтом с "единороссами" готовы выступить и коммунисты - их представитель Виктор Илюхин также числится среди разработчиков и идеологов законопроекта, легализующего "прослушку".