Оправдываются предположения СМИ о том, что Владимир Путин, вернувшись в Кремль, окончательно отмежуется от "Единой России" и "сдаст" ее Дмитрию Медведеву, который, как ожидается, с мая возглавит правительство. Таким образом, рокировка тандема станет как бы двойной - первые лица государства поменяются креслами в Кремле и Белом доме, а также ролями по отношению к партии власти.
Как узнали "Ведомости", оба лидера в последнюю неделю апреля встретятся с активом ЕР, при этом встреча Путина будет "прощальной". Несколько источников газеты, близких к руководству партии и страны, сообщили, что на съезде единороссов в конце мая Путин предложит избрать их председателем Медведева.
Как считает человек, близкий к Кремлю, главная цель встреч тандема с партактивом - объявить, что "Единая Россия" остается фундаментальной силой, на которую опирается руководство страны, чтобы единороссы не расхолаживались, а готовились к новой большой работе.
Исходя из этого, можно предположить, что об упразднении или распаде партии, о чем ходили слухи в период между парламентскими и президентскими выборами, речи не идет. Но вот реформирования, видимо, не избежать, в том числе "идеологического сдвига".
"У нас будет в конце мая – начале июня отчетно-перевыборный съезд партии, - подтвердил в понедельник в эфире "Коммерсант FM" депутат-единоросс Сергей Железняк . - Будут выбираться все руководящие органы партии, в том числе, конечно, вопрос и по председателю партии. Поэтому, с точки зрения проведения съезда и вопросов, которые на нем будут обсуждаться, информация абсолютно достоверная".
При этом представитель ЕР отказался ответить на вопрос, действительно ли партию может возглавить Дмитрий Медведев. По словам Железняка, соответствующее решение должен будет решить Владимир Путин. Что же касается Медведева, то "с Дмитрием Анатольевичем у нас очень тесные взаимоотношения", заверил представитель партии власти. "Дмитрий Анатольевич прекрасно знает деятельность, которая осуществляется в партии, и мы с ним, и с Владимиром Владимировичем, как видите, одна команда", - отметил парламентарий.
"Единая Россия" грозит попасть в трудное положение
Как предположил политолог Алексей Макаркин, Медведев, скорее всего, будет двигать ЕР вправо, в то время как ей выгоднее двигаться влево - в нишу, которую пытается занять Общероссийский народный фронт (ОНФ). Сейчас это созданное по инициативе Путина "объединение единомышленников" не имеет юридического статуса, однако в начале апреля на встрече с членами координационного совета Фронта премьер предложил преобразовать его в общественное движение с партийной перспективой и не исключил, что может его возглавить.
Если все эти планы будут реализованы, "Единая Россия" окажется в сложном положении. Ее репутация изрядно подпорчена, если не сказать больше, и в случае появления "второй партии власти" конкурировать с ней ЕР будет не в состоянии, по крайней мере, в ее нынешнем виде. Следует также учитывать, что ОНФ является более широкой структурой, чем ЕР.
Впрочем, как ранее писала "Независимая газета", приход в ЕР Медведева в этом плане может помочь улучшению имиджа партии. Пост ее председателя позволит Медведеву проводить инициативы в Госдуме, прежде всего модернизационного характера. А противостояние ОНФ и ЕР выглядело бы как "борьба хорошего с лучшим".
Впрочем, эксперты сомневаются, что избранный президент захочет руководить партийной структурой, поэтому не прогнозируют превращения Народного фронта в партию в ближайшей перспективе. Как предположил глава фонда "Эффективная политика" Глеб Павловский, ОНФ - это способ полностью дистанцироваться от всей политической системы.
Путин действительно высказал мысль о том, что именно "надпартийный статус" Народного фронта является его сильной стороной, открывающая большие возможности для привлечения к сотрудничеству всех сил общества. Этот статус, подчеркнул премьер, на ближайшее время надо сохранить.
Глава государства, фактически вынесенный за пределы системы, превращается в фигуру, которая санкционирует отсутствие правил, считает Павловский: "Здесь ни двухпартийной, ни многопартийной, ни однопартийной системы не просматривается. Здесь просматривается зияющая брешь, пока не заполненная, в системе управления между все менее конституционной фигурой президента и все менее конституционной системой".