Слушание 24-х исков бывших заложников и родственников погибших в теракте на Дубровке продолжится в Тверском суде в пятницу.
В четверг суд приступил к слушанию дела по существу и допросил трех истцов: москвичей Ольгу Миловидову и Татьяну Карпову и жительницу Сергиева Посада Людмилу Рыбачок.
Первые показания дала многодетная мать Ольга Миловидова, потерявшая в результате теракта старшую дочь Нину 14 лет.
Она рассказала, что Нина пошла на мюзикл "Норд-Ост" вместе с младшей сестрой. О том, что здание театрального центра на Дубровке захвачено террористами, Миловидова и ее муж узнали из телевизионных сообщений.
По словам потерпевшей, младшая дочь Лена была отпущена террористами, а Нину террористы вернули и не дали ей уйти. Все время, пока продолжалась трагедия на Дубровке, Миловидова ничего не знала о судьбе дочери и находилась, по ее словам, "в шоковом состоянии: не могла ни спать, ни есть". Тело дочери обнаружили ее друзья 28 октября.
Миловидова сообщила суду, что вся семья, в том числе малолетний сын Максим тяжело переживали потерю старшей дочери. "Мы не можем до сих пор понять и смириться с тем, что она не вернется никогда", - сказала она.
Кроме того, уже на момент захвата заложников Миловидова находилась в состоянии беременности, и теперь она опасается за будущего ребенка, поскольку, по ее словам, "никто не может спрогнозировать, как все это сказалось на нем".
Перед судом также выступила жительница Сергиева-Посада Людмила Рыбачок. Ее сын, 21-летний Павел Синельников, также погиб в результате теракта.
Рыбачок утверждает, что все три дня, пока продолжался захват заложников, они с мужем находились в шоковом состоянии. До сих пор, по ее словам, она не может спать без снотворного. Тело их сына также нашли знакомые лишь вечером 27 октября.
По словам Рыбачок, ее сын в 2000 году закончил медицинскую академию, работал стоматологом, и они слышали о нем лишь положительные отзывы. "Мне не надо вообще ничего, верните мне сына", - сказала она, обращаясь к представителям правительства Москвы.
Представители правительства Москвы отказались ответить на вопрос, насколько обоснованными они считают заявленные иски. По их словам, обоснованность исков должен оценить суд, а до тех пор они намерены воздержаться от каких-либо комментариев.
Перед началом слушаний по существу суд отклонил как заявленные преждевременно ряд ходатайств защиты. В частности, была отклонена просьба о вызове свидетелей - Леонида Рошаля, Ирину Хакамаду и других, а также ходатайство об истребовании видеоматериалов о теракте на Дубровке у телекомпаний, проводивших съемку в ходе теракта.
В пятницу суд продолжит допрос потерпевших. По словам адвоката Игоря Трунова, намечавшееся на завтра рассмотрение еще 21-го иска бывших заложников и родственников погибших, скорее всего, будет перенесено на другой день, сообщает "Интерфакс".
В настоящее время в Тверской суд с исками к правительству Москвы обратился уже 61 человек. Общая сумма компенсаций, которые они требуют выплатить, приближается к 60 млн. долларов.
Процесс по искам пострадавших в теракте на Дубровке не будет перенесен в Мосгорсуд
Тверской суд столицы, рассматривающий иски бывших заложников и родственников погибших в теракте на Дубровке, не нашел оснований для передачи дела в Мосгорсуд. Таким образом суд отклонил ходатайство защиты о передаче дела о подсудности в Мосгорсуд.
В то же время, как сообщил журналистам адвокат потерпевших Игорь Трунов, судья Марина Горбачева согласилась с необходимостью перенести процесс в больший зал Тверского суда с тем, чтобы пресса смогла присутствовать на заседании суда.
Судья также разрешила вести аудиозапись, однако допустить в зал телекамеры отказалась.
На начавшемся сегодня в Тверском суде Москвы судебном рассмотрении исков бывших заложников в Театральном центре на Дубровке их адвокат Игорь Трунов заявил ходатайство об отводе состава суда, а также попросил суд сделать процесс открытым для прессы.
Трунов настаивал на рассмотрении исков лиц, пострадавших от теракта на Дубровке, в Мосгорсуде. Он объяснил это тем, что в качестве доказательств в суде могут рассматриваться ряд секретных документов, что может произойти лишь в здании городского суда.
Ранее адвокат заявлял, что, по его мнению, частичное финансирование столичных судов из бюджета Москвы, который является ответчиком, "нарушает статью 124 Конституции РФ, которая предусматривает финансирование судов из федерального бюджета". По мнению адвоката, это нарушает также принцип равенства сторон, в связи с чем он будет добиваться рассмотрения дела в Верховном суде РФ.
Кроме того, адвокат попросил суд создать условия для допуска журналистов на процесс, поскольку "в зал смогли пройти лишь двое представителей иностранных компаний - британской BBC и немецкой телекомпании - и не смог попасть ни один из российских журналистов".
Адвокат также считает необходимым истребовать для рассмотрения дела документы оперативного штаба по освобождению заложников, а также записи телефонных переговоров, которые велись с террористами. Эти материалы, как отметил адвокат, носят секретный характер и не подлежат рассмотрению в районном суде.
В свою очередь адвокат Людмила Трунова, также представляющая интересы бывших заложников, сообщила, что защита намерена пригласить на процесс в качестве свидетелей Бориса Немцова, Ирину Хакамаду, Иосифа Кобзона, Леонида Рошаля, Анну Политковскую, а также министра здравоохранения, начальника комитета здравоохранения Москвы и двух корреспондентов НТВ - Сергея Дедуха и Бориса Кольцова.
Московские власти считают, что выполнили свои обязательства перед бывшими заложниками
Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев убежден, что удовлетворить иски пострадавших от теракта на Дубровке можно только за счет сокращения городских социальных программ. На минувшей неделе он сообщил, что столичные власти "уже выполнили соответствующие требования закона о борьбе с терроризмом".
Комментируя ситуацию вокруг поданных в Тверской суд Москвы исков экс-заложников и родственников погибших, Шанцев напомнил, что городские и федеральные власти "на паритетных началах уже выплатили семьям погибших по 100 тыс. рублей, а пострадавшим - по 50 тыс. рублей". Еще по 10 тыс. получили бывшие заложники, утратившие свое имущество.
Если иски все же будут удовлетворены, заявил Шанцев, "средства можно будет изыскать только за счет сокращения городских социальных программ". К тому же, подчеркнул он, закон предусматривает, что если субъект Федерации не в состоянии справиться с финансовой нагрузкой, "то компенсации пострадавшим выплачиваются из федерального бюджета". В случае проигрыша в суде, "мы обратимся в правительство РФ и продемонстрируем, что наш бюджет расписан до копейки", подчеркнул вице-мэр.
В свою очередь, как заявил накануне первый заместитель мэра Москвы Олег Толкачев, власти столицы "выполнили свои обязательства по выплате компенсаций жертвам этого тяжелейшего теракта". Он выразил надежду, что суд "примет объективное и справедливое решение, отвечающее нормам закона".
Требования о выплате компенсаций в размере от 450 тыс. до 1,5 млн долларов были предъявлены пострадавшими к Правительству Москвы. При этом адвокат ссылается на статью 17 закона "О борьбе с терроризмом", согласно которой потерпевшие от террористического акта россияне вправе заявлять свои претензии властям субъекта Федерации, на территории которого произошел теракт. По его мнению, столичные власти должны подать встречный иск к организаторам теракта.
Видеокассета, сделанная террористами, не будет показана на суде
Адвокат бывших заложников Игорь Трунов считает преждевременным говорить о видеокассете, снятой террористами в театральном центре на Дубровке. Ранее Трунов заявил, что сторона защиты намерена показать в суде видеозапись, сделанную террористами, которая, по его словам, 'еще нигде не фигурировала и свидетельствует о том, что перенесли заложники'. Защитник отказался сообщить, откуда у него появились эти материалы.
В беседе с журналистами в четверг Трунов сказал, что сейчас, о видеокассете и "ее появлении говорить преждевременно". Адвокат сообщил, что к процессу будут привлечены все видеоматериалы, сделанные различными СМИ во время захвата заложников и операции по их освобождению.
В ходе трагических событий 23-26 октября прошлого года в число заложников попали более 700 зрителей и артистов труппы мюзикла "Норд-Ост". 129 человек погибли. Среди подавших иски в основном москвичи, однако есть и жители Подмосковья, Санкт-Петербурга, Перми и даже Сахалина.