Один из подсудимых по "делу ЮКОСа", испанский подданный Антонио Вальдес-Гарсиа исчез. "Он пропал. Его объявили в розыск. В отношении сотрудников милиции, охранявших его, возбуждено уголовное дело", - заявил во вторник журналистам Генеральный прокурор России Юрий Чайка. Как сообщает "Интерфакс", касаясь личности подсудимого, генпрокурор отметил, что "он активно сотрудничал со следствием, но ключевым свидетелем назвать его нельзя".
Гражданин Испании бывший глава компании "Фаргойл" (аффилированная структура ЮКОСа) Антонио Вальдес-Гарсиа исчез во время судебного процесса, когда рассмотрение уголовного дела в отношении его и еще ряда обвиняемых уже подходило к концу. Вальдес-Гарсиа обвиняют в соучастии в хищении суммы в 13 млрд долларов, организаторами которого якобы были Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. После того как прокурор попросила суд приговорить Вальдес-Гарсиа к 11 годам заключения, он сбежал от своих охранников-милиционеров.
Факт исчезновения гражданина Испании подтвердила его адвокат Татьяна Ножкина. Во вторник Вальдес-Гарсия вновь не явился в Басманный суд Москвы, в связи с чем суд возобновил уже закончившееся судебное следствие по его делу.
- После "обработки" на базе ОМОНа испанец пытался покончить с собой
- История вопроса: испанский пленник Вальдес-Гарсиа
- Генпрокуратура не исключает, что основателю ЮКОСа Голубеву "помогли" умереть в Лондоне
- Голубович вернулся в Россию, чтобы дать показания против ЮКОСа
Как утверждает "Коммерсант", из-за этого было сорвано вынесение приговора, который должен быть приурочен к предъявлению новых обвинений по аналогичным эпизодам Ходорковскому и Лебедеву. Напомним, процессуальные действия по новому делу с понедельника возобновились в Чите. Туда Ходорковского и Лебедева перевели из колоний в Краснокаменске и Харпе, где они отбывают 8-летнее заключение.
В апреле 2006 года судья Басманного суда Елена Ярлыкова начала слушать дело Антонио Вальдес-Гарсиа и еще двух подсудимых - экс-гендиректора компании "Ратибор" (аффилированной структуры ЮКОСа) Владимира Малаховского и бывшего заместителя директора дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимира Переверзина.
Обвинения, которые Ходорковскому и Лебедеву со дня на день готовится предъявить Генпрокуратура в читинском СИЗО, как раз связаны с поставкой нефти дочерними предприятиями ЮКОСа фирмам "Фаргойл" и "Ратибор".
В конце декабря суд по делу "Фаргойла" и "Ратибора" перешел к прениям сторон. Прокурор Ирина Шляева попросила суд признать троих подсудимых виновными в крупном хищении и легализации преступно нажитых капиталов и приговорить к 11 годам заключения каждого. На заседаниях, назначенных после новогодних каникул, должны были выступить адвокаты подсудимых. Но слушания были сорваны, так как подсудимый Вальдес-Гарсиа на них не явился, а охранявшие его милиционеры сообщили Генпрокуратуре, что он запер их на ключ в собственной квартире и исчез. Судья решила не объявлять испанца в розыск и дать возможность МВД и Генпрокуратуре поискать пропавшего в больницах и моргах, отложив заседание до сегодняшнего дня.
Во вторник Басманный суд возобновил уже закончившееся судебное следствие по делу трех экс-руководителей компаний, подконтрольных ЮКОСу. Как сообщил ИТАР-ТАСС один из участников процесса, судебное следствие возобновлено в связи с исчезновением Антонио Вальдес-Гарсия, который уже дважды не являлся в суд.
В суде должны были продолжиться прения сторон, однако из-за отсутствия Вальдес-Гарсия решено объявить перерыв до 23 января. Как сообщили в суде, документы о том, что Вальдес-Гарсия объявлен в международный розыск, не поступали.
Один из участников процесса сообщил, что "если в отношении Вальдес-Гарсия дело будет вынесено в отдельное производство, то его будут слушать заново, по остальным двум подсудимым судебное следствие продолжится и им будет вынесен приговор".
По версии следствия, сырая нефть, добываемая дочерними предприятиями ЮКОСа, на бумаге поставлялась компаниям "Фаргойл" (ею руководил Вальдес-Гарсиа) и "Ратибор" (гендиректором был Малаховский), зарегистрированным в зонах со льготным налогообложением Мордовии и Эвенкии. Купленное по заниженным ценам сырье эти фирмы продавали уже по рыночным ценам, а выручку отправляли в зарубежные офшоры. Делалось это с целью экономии на налогах, однако Генпрокуратура усмотрела в данных действиях хищение и отмывание денег ЮКОСа.
32-летний Антонио Вальдес-Гарсиа, имеющий испанский паспорт, но с конца 90-х годов работавший в России на НК ЮКОС, прилетел в Москву из Мадрида в июне 2005 года по просьбе следователей Генпрокуратуры, пообещавших, что тюремное заключение ему здесь не грозит. Испанец счел невозможным отказать следователям, поскольку те обещали навсегда закрыть ему въезд в Россию, где у него была работа, жилье и любимая девушка. В Испании же у него не было ничего - только дальние родственники.
В аэропорту его встретили сотрудники ФСБ и МВД, заявившие, что его поручено охранять от службы безопасности ЮКОСа, которая за ним якобы охотится, и увезли на подмосковную базу ОМОНа.
После этого Вальдес-Гарсиа на некоторое время выпал из поля зрения. В феврале 2006 года испанский журналист поставил в затруднительное положение президента Владимира Путина, решив узнать у того о судьбе Вальдес-Гарсиа. Возможно, это был единственный вопрос на всех пресс-конференциях, на который Путин не смог ответить.
В прессе, решившей узнать больше президента, появились данные о том, что испанец попал под программу о защите свидетелей. Причем с тяжелыми последствиями.
"Коммерсант" утверждает, что охранявшие испанца милиционеры решили помочь следствию и убедить Вальдес-Гарсиа в том, чтобы он сдал "организаторов преступлений" из числа руководителей ЮКОСа.
Видимо, методы убеждения не понравились гражданину Испании, и в августе 2006 года он предпринял попытку самоубийства, выбросившись из окна омоновской базы, в которой его содержали, и получив тяжелейшие переломы конечностей. Милиционеры привезли покалеченного испанца в истринскую больницу, заявив, что он якобы пострадал в ДТП. Выписавшись, пострадавший Вальдес-Гарсиа еще долго не мог оправиться от травм и приходил к следователям на костылях. Его вновь охраняли милиционеры, хотя он был не свидетелем, а обвиняемым и не признавал себя виновным.