На судебном заседании в пятницу по делу уфимского ученого-физика Оскара Кайбышева в пятницу гособвинение заявило ходатайство о приобщении к уголовному делу в качестве доказательства новых материалов, которые были получены органами следствия уже в период судебного процесса.
Гособвинение предъявило Кайбышеву новое обвинение, в связи с чем, защита подала ходатайство судье о предоставлении дополнительного времени для изучения этих документов, сообщил "Интерфаксу" адвокат подсудимого Алексей Зеликман.
Между тем, по данным информированного источника агентства, представленные гособвинением новые материалы, в частности, "документально подтверждают перечисление значительных финансовых средств на личный счет Кайбышева в одном из зарубежных банков от иностранной фирмы, представителям которой подсудимым были незаконно переданы материалы и технологии, в отношении которых установлен экспортный контроль".
По данным источника, "согласно представленным суду документам общая сумма денежных средств на личных счетах Кайбышева составляет свыше 1 млн долларов, при этом большая их часть хранится на счетах в зарубежном банке".
По словам Зеликмана, Кайбышев отказался сегодня от дачи показаний гособвинению, сославшись на ст. 51 Конституции РФ, предоставляющую право не давать показания против самого себя. Между тем, в четверг подсудимый около двух часов отвечал на вопросы защиты.
Суд для уточнения дополнительных обстоятельств повторно заслушал показания двух оперативных сотрудников УФСБ, участвовавших в предварительном следствии и ранее уже дававших показания в суде, уточнил Зеликман.
"Защита также подала судье ходатайство о прекращении уголовного дела против подзащитного, возбужденного по ст. 160 ч.4 УК РФ (хищение) и 327 (подделка документов), то есть, по сути, по половине предъявленных Кайбышеву обвинений", - сказал адвокат.
По его словам, следующее судебное заседание состоится 26 июня. Он уточнил, что в настоящее время завершен допрос или заслушивание письменных показаний почти всех свидетелей обвинения и защиты из более чем 80 человек, внесенных в списки обеими сторонами процесса.
Судебный процесс в Верховном суде Башкирии по делу Кайбышева, временно отстраненного от должности директора НИИ проблем сверхпластичности металлов, проходит в закрытом от прессы режиме.
Накануне ученый отказался признать себя виновным по предъявленным ему обвинениям. Ранее суд рассмотрел ходатайства защиты о признании недопустимыми ряда доказательств, полученных в ходе следствия. Из поданных 23 ходатайств суд удовлетворил лишь три.
Кайбышеву инкриминируются преступления, предусмотренные ч.1 ст.189 (незаконный экспорт иностранной организации материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых введен экспортный контроль), ч.1 ст.285 (злоупотребление должностными полномочиями), ч.4 ст.160 (присвоение или растрата в особо крупном размере) и ч.3 ст.327 (использование заведомо подложного документа) УК РФ.
Директор НИИ проблем сверхпластичности металлов академик Оскар Кайбышев обвиняется в незаконной передаче представителям иностранной компании материалов, технологий и научно- технической информации двойного назначения. Эти данные, полагает обвинение, могут быть использованы при создании вооружения и военной техники. Кроме того, ученому предъявлено обвинение по статьям о злоупотреблении должностными полномочиями, присвоении средств в особо крупном размере, а также об использовании подложных документов.
Дело против академика было начато после того, как сотрудники ФСБ изъяли у вылетавшей из Уфы южнокорейской делегации техническую документацию на 500 листах и нескольких компакт-дисках. Выяснилось, что документы, в соответствии с условиями договора, передал сотрудникам южнокорейской фирмы "АСА Ко Лтд" уфимский Институт проблем сверхпластичности металлов.
Как утверждают в учреждении, "материалы предназначались для усовершенствования технологий при изготовлении литых колесных дисков для автомобилей". Однако экспертиза УФСБ пришла к заключению, что эта информация могла быть использована для производства ракет и оружия.
Если вина ученого будет доказана, ему может грозить лишение свободы на срок до 10 лет.