В подчинении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) существует несколько десятков государственных предприятий с миллиардными оборотами
Moscow-Live.ru / Николай Будишевский
В подчинении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) существует несколько десятков государственных предприятий с миллиардными оборотами В 2000-х годах в службе исполнения наказаний было учреждено несколько унитарных предприятий, большей частью по производству продовольствия. Эти ФГУПы должны были, с одной стороны, обеспечивать работой осужденных, отбывающих сроки в колониях, а с другой - снабжать те же колонии вкусной и здоровой пищей по приемлемой цене без посредников
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В подчинении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) существует несколько десятков государственных предприятий с миллиардными оборотами
Moscow-Live.ru / Николай Будишевский
 
 
 
В 2000-х годах в службе исполнения наказаний было учреждено несколько унитарных предприятий, большей частью по производству продовольствия. Эти ФГУПы должны были, с одной стороны, обеспечивать работой осужденных, отбывающих сроки в колониях, а с другой - снабжать те же колонии вкусной и здоровой пищей по приемлемой цене без посредников
Moscow-Live.ru / Николай Будишевский
 
 
 
Последние пять лет Федеральная служба исполнения наказаний ежегодно получала больше 250-260 миллиардов рублей. А в этом году расходы на нее составили более 280 миллиардов. Значительная часть этих денег осваивается через ведомственные унитарные предприятия, которые по форме являются коммерческими организациями, а по факту - подразделениями ФСИН
Moscow-Live.ru / Михаил Незговоров

В подчинении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) существует несколько десятков государственных предприятий с миллиардными оборотами. Как показало совместное расследование "Новой газеты" и "Трансперенси интернешнл - Россия", изначально благая идея создания собственных производств в системе исполнения наказаний приводит лишь к повышению государственных расходов в полтора-два раза и успеху коммерсантов, близких к руководству госпредприятий ФСИН.

В 2000-х годах в службе исполнения наказаний было учреждено несколько унитарных предприятий, большей частью по производству продовольствия. Эти ФГУПы должны были, с одной стороны, обеспечивать работой осужденных, отбывающих сроки в колониях, а с другой - снабжать те же колонии вкусной и здоровой пищей по приемлемой цене без посредников. В реальности же благодаря постановлению правительства России от 26 декабря 2013 года учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС) имеют право закупать практически все продовольствие у единственного поставщика, определяя его самостоятельно, и за последние восемь лет на ведомственные ФГУПы пришлось 54% всех поставок для ФСИН.

Последние пять лет Федеральная служба исполнения наказаний ежегодно получала больше 250-260 миллиардов рублей. А в этом году расходы на нее составили более 280 миллиардов. Значительная часть этих денег осваивается через ведомственные унитарные предприятия, которые по форме являются коммерческими организациями, а по факту - подразделениями ФСИН. Хотя по закону руководитель унитарного предприятия не может быть учредителем юридического лица и заниматься предпринимательством, на исполняющих обязанности руководителя эти требования не распространяются.

Как выяснили журналисты, 84 руководителя ФГУПов в разное время трудились "исполняющими обязанности" и иногда руководили несколькими предприятиями, которые располагались в тысячах километров друг от друга. Статус "исполняющего обязанности" руководителя также позволяет обойти установленные для ФГУП ФСИН лимиты на выплату вознаграждений директорам и не согласовывать сделки, в заключении которых заинтересован сам глава предприятия.

Так, ФГУПами "Вологодское", "Владимирское" и ФГУСХП "Ульяновское" с 2016-го по 2018 год в статусе и.о. руководил Роман Токарев. До 2015 года он был начальником планово-экономического отдела крупнейшего на Северо-Западе импортера мяса птицы - Группы компаний "Рубеж", а в 2015 году создал в Петербурге компанию "Агро-трейд", которая впоследствии превратилась в поставщика ФГУП "Вологодское" и "Ульяновское". После того как Токарев покинул систему ФСИН, получать госзаказы из ФСИН компания перестала.

В региональных прокуратурах между тем заявляют, что формальных оснований для прокурорского реагирования на возможные нарушения законодательства нет. Между тем доходы руководителей госпредприятий системы ФСИН складываются и из других источников: так, замороженная рыба, которую поставляют в колонии и изоляторы, по пути от производителя к потребителю вдвое вырастает в цене.

В июле этого года Гагаринский суд Москвы назначил семь лет колонии и штраф в размере 900 тысяч рублей бывшему заместителю директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Олегу Коршунову, признав его виновным в рамках одного из эпизодов уголовного дела о мошенничестве на 263 миллиона рублей. Преступление Коршунова связано, в частности, с закупками обуви для нужд ФСИН, которая производилась на подпольной фабрике с использованием подневольного труда. Другого фигуранта дела - бывшего директора ФГУП "Производственно-промышленный дом" ФСИН России Виталия Морусова - суд приговорил к 5 годам колонии и штрафу в размере 500 тыс. рублей.

Как установил суд, Коршунов и гендиректор ООО "Торгово-промышленная компания "ДАЦЕ Групп" Смбат Арутюнян в 2015 году разработали план хищения денег, выделяемых в 2016 году на закупку обуви для нужд ФСИН. Соучастники создали видимость того, что обувь производится ФГУП "Производственно-промышленный дом" ФСИН России в рамках госконтракта. В действительности же обувь изготовлялась из более дешевых и не предусмотренных контрактом материалов на оборудовании "ДАЦЕ Групп", которое они разместили в исправительных колониях в Липецке, Пермском и Красноярском краях. По указанию Коршунова к изготовлению обуви были привлечены заключенные.

Олег Коршунов был задержан 13 сентября 2017 года, в отношении него возбуждено шесть уголовных дел. Три из них связаны с мошенничеством при выполнении контрактов на закупку обуви, одно - с растратой при закупке сахара и горюче-смазочных материалов, одно - со злоупотреблением полномочиями в ходе строительства СИЗО в Крыму, еще одно - с получением взятки. Арутюнян, пошедший на сделку со следствием, был приговорен к 3,5 годам колонии и штрафу в размере 500 тыс. рублей.