Прямая линия с Владимиром Путиным, 16 апреля 2015 года
Пресс-служба Президента России
Прямая линия с Владимиром Путиным, 16 апреля 2015 года Прямая линия с Владимиром Путиным, 16 апреля 2015 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Прямая линия с Владимиром Путиным, 16 апреля 2015 года
Пресс-служба Президента России
 
 
 
Прямая линия с Владимиром Путиным, 16 апреля 2015 года
Пресс-служба Президента России
 
 
 
Прямая линия с Владимиром Путиным, 16 апреля 2015 года
Пресс-служба Президента России

Прямая линия, которую президент РФ Владимир Путин в 13-й раз провел накануне, 16 апреля, продолжалась почти четыре часа. Глава государства получил более трех миллионов вопросов и ответил примерно на 70 из них. Пресса нашла президента "холодным" и "технологичным", а также заметила, что обычных россиян из эфира начали вытеснять эксперты и известные публичные персоны.

"Основная идея прямой линии? Я бы сформулировал ее так: перед нами предстал абсолютный супермен и самый крутой пацан мира. Самый крутой пацан мира - это гигантский мозг, превосходящий Солярис. Это огромное сердце, которое, как сердце святой Урсулы, разрывается от любви к Богу и человечеству. Наконец, это человек в прекрасной физической форме, опровергающей всякие слухи о том, что он недостаточно здоров. А аудитория состояла из трех человек - это сам Владимир Владимирович, Барак Обама и Ангела Меркель. Массовкой для мероприятия выступает верноподданный народ", - рассуждал в эфире "Дождя" политолог Станислав Белковский. В той или иной мере с ним согласились большинство комментаторов, обзор мнений которых предлагает сайт "Заголовки".

"Новые известия" подробно останавливаются на технической стороне мероприятия. Как отмечается, нынешняя прямая линия стала самой мультимедийной за всю историю своего существования. Со стационарных телефонов поступило только 10% звонков, остальные были направлены с различных гаджетов. В целом вопросов было на 600 тысяч больше, чем в прошлом году, то есть пообщаться с президентом напрямую надеялся каждый сороковой взрослый россиянин.

- Путин устроил на прямой линии тщательно срежиссированное шоу для отечественной публики, пишет западная пресса

Социальные проблемы волновали 23% обратившихся, 16% вопросов были посвящены проблемам жилья и коммунального обслуживания и только 5% - политике. В то же время в ходе разговора больше внимания, что вполне предсказуемо, было уделено экономическим вопросам.

РБК обращает внимание на ставший традиционным для таких мероприятий спор Владимира Путина с бывшим вице-премьером Алексеем Кудриным об экономических вопросах. Много лет возглавлявший финансовый блок правительства Кудрин напомнил об экономическом росте начала двухтысячных, заметив, что цена на нефть тогда была ниже, чем сейчас.

В ответ Путин предложил ему разделить ответственность за нынешние трудности: "Вы были одним из авторов программы развития страны и экономики до 2020 года. И там ничего в программе не поменялось, если мы что-то с вами там не так посмотрели, то это, наверное, и наша с вами, в том числе и ваша, вина". После чего Кудрину оставалось только сказать, что программа была реализована далеко не полностью.

В целом, по мнению "Независимой газеты", мнение президента по тем или иным вопросам удавалось выяснить не всегда. Особенно если его пытались спрашивать об острых внутриполитических ситуациях или глобальных темах вроде противостояния России и Запада. Так, например, диалог Путина с главным редактором издания Константином Ремчуковым по поводу роста радикального национализма на фоне обострившейся конфронтации с Западом оставил впечатление, что журналист и президент говорили о совершенно разных вещах. С этим, кстати, согласен и специальный корреспондент "Коммерсанта" Андрей Колесников.

Колесников отмечает, что в отличие от предыдущих мероприятий такого рода в этот раз Владимир Путин был "холоден" и "технологичен": понимал, что должен провести эту прямую линию - и провел ее. Ничего личного, кроме истории о бане, которую в Германии будут обсуждать, возможно, даже больше, чем в России.

Руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая в комментарии для Московского центра Карнеги пишет о том, что в 2015 году прямая линия с президентом была особенной - изменилась страна, и вместе с ней ее лидер. Речь идет о трансформации лидерских функций Путина и изменениях в политической системе координат.

Если раньше прямая линия подразумевала прямой диалог главы государства со своими гражданами, отмечает она, то теперь простых россиян вытесняют журналисты, эксперты, представители профессиональных сообществ. Очевидно, Путину комфортнее ответить на видеообращение или записанный аудиовопрос, чем говорить с не всегда контролируемой толпой во время прямых включений из регионов. Таких точек, куда по идее мог прийти любой желающий пообщаться с президентом, в этот раз не было вообще - видимо, вследствие роста социальной напряженности.

"Владимир Путин отдаляется от "простого россиянина", который в своих частных проблемах больше создает неудобств, чем обеспечивает поддержку. И для Путина теперь гораздо удобнее оперировать понятием "народ", которое вовсе не означает сумму интересов каждого "простого россиянина", а воплощает в себе "интерес нации" в историческом, геополитическом масштабе. В этом и есть смысл нового лидерства Путина, то, как он себя ощущает. Его личная повестка сместилась с "нужд простых людей" на проблемы глобальной справедливости, отношений народов, определения места России в мире", - утверждает Становая.

Анализируя итоги прямой линии, эксперт отмечает снижение уровня солидарности Путина с "простым народом" и его сближение с элитой: ЦБ справляется, правительство работает, губернаторы на месте. Социальный вызов, самый острый за последние 15 лет, отрицается. Это заметно и по снижению уровня осведомленности президента по многим вопросам - он не представляет масштабы пожаров в Хакасии, не знает про продукты, обходящие антисанкции, недооценивает масштаб ухудшения уровня жизни.

Причиной отчужденности Путина, по мнению Становой, стало изменение природы политического лидерства Путина, вернее, его источника. Если раньше он был внешним и черпался в поддержке народа и элиты, то теперь он переместился "внутрь самого Путина и питается верой в две базовые ценности: глобальная справедливость и историческая миссия". "В такой системе координат нет и не может быть плохих новостей, слез бабушек о сгоревшем доме, болей мучеников от неизлечимых болезней. В этой системе координат все подчинено высшим целям, а рутина отдана на откуп исполнителям (ни в коем случае не менеджерам, так как подобная система исключает наличие менеджеров). Именно поэтому не будет ни реформ, ни кадровых перетрясок, хотя с отдельными исполнителями теперь будут разбираться жестче и чаще. Решения будут направлены на то, чтобы обеспечить плавное движение к звездам", - говорится в статье.

Стоит добавить, итоги исследования фонда "Общественное мнение", которые приводит газета "Коммерсант", показывают - россияне тоже стали меньше интересоваться своим президентом и его мнением по актуальным вопросам. 72% респондентов были в курсе, что 16 апреля состоится прямая линия. Однако 46% опрошенных заявили, что не имеют желания задавать каких-либо вопросов. Эксперты объясняют это "усталостью" россиян от формата мероприятия. Наиболее вовлеченными в разговор с президентом предсказуемо оказались люди старшего поколения.