Басманный районный суд Москвы рассматривает ходатайство следствия о заочном аресте для последующей экстрадиции из Великобритании бывшего главного казначея НК ЮКОС Андрея Леоновича. По версии обвинения, Леонович входил в организованную группу во главе с экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским и бывшим главой МФО МЕНАТЕП Платоном Лебедевым, которая занималась хищением нефтепродуктов и отмыванием вырученных от их реализации средств. Защита полагает, что следствие вспомнило о Леоновиче, еще в 2004 году перебравшемся в Великобританию, чтобы оказать давление на свидетелей по делу Ходорковского и Лебедева, пишет в четверг газета "Коммерсант".
По данным газеты, ходатайство о заочном аресте 41-летнего экс-руководителя казначейства компании "ЮКОС-Москва", управлявшей работой всего нефтяного холдинга, подписано руководителем следственно-оперативной группы Следственного комитета при прокуратуре РФ Валерием Алышевым. В Басманном суде его начали рассматривать 11 декабря, но отложили до 16 декабря. На вчерашнем заседании адвокат казначея Алексей Дудник заявил ходатайство о переносе заседания. Суд удовлетворил ходатайство и назначил следующее заседание на 22 декабря.
Главного казначея ЮКОСа Андрея Леоновича следствие считает "участником оргпреступной группы", в которую помимо него входили экс-глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, бывший заместитель директора дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимир Переверзин, директор ООО "Ратибор" Владимир Малаховский и бывший владелец компании "Фаргойл" Антонио Вальдес-Гарсиа (все они уже приговорены к длительным срокам или находятся под судом; в частности, Вальдес-Гарсиа судят заочно).
В 2004 году, через год после возбуждения так называемого базового дела ЮКОСа, по которому проходят все указанные выше люди, тогда еще не подозреваемый Леонович выехал в Лондон, оформив там документы на постоянное проживание, и о нем, в отличие от остальных топ-менеджеров нефтяной компании, на время забыли. В декабре 2006 года следователи "вспомнили" про главного казначея, передав через защитника, что хотели бы допросить его. Леонович тут же написал ответ, в котором сообщил, что готов участвовать в следственных действиях и отвечать на все вопросы, но только на территории Великобритании. Свое заявление он заверил у российского консула и отправил его по почте в следственную группу, указав свой домашний лондонский адрес и телефон. После этой переписки интерес к нему со стороны следствия снова пропал - на три года.
Очередная повестка с вызовом на допрос Леоновичу была направлена 30 сентября этого года, а уже 2 октября его заочно обвинили по ст. 160 (присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному) и ст. 174 (легализация, отмывание денежных средств) УК РФ. По версии следствия, он участвовал в хищении 350 млн тонн нефти в период с 1998 по 2003 год на предприятиях, подконтрольных ЮКОСу, а затем отмыл вырученные за эту нефть средства. После предъявления обвинения его объявили в федеральный, а затем и в международный розыск. Конечной целью следствия, как полагает защита Андрея Леоновича, является его экстрадиция в Россию, но для начала этой процедуры в Великобритании обвиняемый должен быть заочно арестован.
Как считает адвокат Алексей Дудник, активизация следствия в отношении его клиента связана прежде всего со слабостью позиции обвинения в Хамовническом суде, где рассматривается второе дело Ходорковского и Лебедева.
"Начиная преследование господина Леоновича в Британии, следствие дает понять бывшим сотрудникам ЮКОСа, что каждый из них может превратиться из свидетеля по делу в обвиняемого, если не даст нужные показания против своих бывших руководителей", - сказал Дудник.
Напомним, Ходорковский и Лебедев в 2005 году были осуждены на восемь лет лишения свободы, в том числе, за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. В 2006 году против них было возбуждено второе уголовное дело по обвинению в легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов с 1998 по 2004 годы. Обвинения связаны с хищением акций, принадлежащих государству, а также с присвоением нефти и легализацией средств, вырученных от ее продажи. Подсудимые не признают свою вину.