Михаил Ходорковский - отец четверых детей. От первого брака у него сын, 25-летний Павел, от второго - 19-летняя Анастасия и близнецы Илья и Глеб, которым сейчас 11 лет. Павел в данный момент живет и работает в США, а Анастасия живет и работает в Москве. В своем интервью французской газете Metro в апреле 2010 года Михаил Ходорковский заявил, что его дочь работает в "Новой газете", и он этим гордится.
В дни, когда в Хамовническом суде Москвы должен был быть вынесен приговор по второму делу Ходорковского и Лебедева, Павел и Анастасия Ходорковские рассказали, чего ждут от суда. Павел дал интервью Русской службе BBC, а Анастасия написала статью для "Новой газеты".
Она заявила, что не тешит себя ложными надеждами на скорое освобождение отца из тюрьмы. Однако любой приговор, кроме оправдательного, "не слабо" подорвет доверие цивилизованного мира к России.
"Жду, что все будет хорошо, но готовлю себя морально к любому исходу. Думаю, что отца не отпустят, по крайней мере, прямо так, сразу. Это было бы слишком", - пишет Анастасия. Но, по ее словам, "будет очень обидно", если исход второго судебного процесса над экс-главой ЮКОСа выставит Россию в самом неприглядном виде - вдобавок к массовым беспорядкам, происходящим в последнее время в Москве и других городах.
По признанию Анастасии Ходорковской, несколько лет назад она осознавала, что "что-то должно произойти", но никак не могла предположить, что против отца начнется второй уголовный процесс, что он займет столько времени и будет столь абсурдным. "Будь этот суд хотя бы немного не частью системы, столько бы не занял, - пишет она. - Не раз мне сквозь слезы хотелось сказать прямо в суде: "Пап, давай просто встанем и уйдем".
"Каждый раз то, что происходило, можно было ожидать. Но каждый раз все это приводило в замешательство", - вспоминает дочь Ходорковского. Например, когда "судья Данилкин отказывал в совершенно адекватных ходатайствах адвокатов. А потом удовлетворял совершенно бессмысленные ходатайства противной стороны". Или прокуроры, доказавшие свою полную некомпетентность: "Собирали, на самом деле, второпях и все подряд, что попадалось под руку".
"Вопрос не только в конкретных людях - Ходорковском и Лебедеве, а в самой возможности существования справедливого суда в нашей стране, - делает вывод Анастасия. - Эти два человека очень ярко показали, что может произойти с любым - да и на самом деле происходит. Общественность начала понимать - за свои собственные свободу и счастье нужно бороться".
Она отмечает рост числа сторонников здравого смысла, голоса которых становятся все слышнее, и это внушает надежду. "Я ожидаю: наш народ проснется, откроет глаза и будет отстаивать свою жизнь", - пишет дочь экс-главы ЮКОСа.
Напомним, что Анастасия Ходорковская еще в начале декабря сообщила, что не рассчитывает на оправдательный приговор. "Есть большая разница между моими ожиданиями и реальностью, которую я не могу игнорировать", - сказала она в интервью The Sunday Times. По ее мнению, заключение отца - потеря не только для семьи, но и для России в целом: "Все эти годы потеряны напрасно, хотя он мог бы делать великие и полезные дела".
Павел Ходорковский: власти РФ продолжают бояться отца и видят в нем какую-то угрозу
Накануне оглашение приговора по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева Русская служба BBC встретилась с сыном бывшего главы компании ЮКОС Павлом Ходорковским, который с 2003 года живет в США и говорит, что не хочет возвращаться в Россию, пока его отец находится в тюрьме.
По его мнению, его отец был и остается невиновным, но морально готов провести остаток своих дней в заточении, о чем сам Михаил Ходорковский говорил на суде. Но Павел надеется, что это "дело разрешится в хорошую сторону".
"Давайте не будем говорить об оправдательном приговоре, потому что, судя по тому, как шел процесс, и если мы будем реалистами, вряд ли это возможно. Но есть вариант отправки дела обратно прокурору за отсутствием доказательств. Отправка дела обратно прокурору будет означать фактически выигрыш для обеих сторон", - говорит Павел.
Говоря о времени, когда отец все же выйдет на свободу, Павел выразил надежду, что Михаил Ходорковский уедет из России, "потому что у меня есть серьезные опасения за его безопасность". "Но мой отец, конечно, захочет остаться в России и продолжить заниматься образовательными программами", - отметил он.
Напомнив, что многие люди думают, что его отец, выйдя на свободу, захочет баллотироваться в президенты или занять пост премьер-министра, Павел Ходорковский заявил, что это не так. "Это не так и это важно, потому что это одна из причин, почему его продолжают держать за решеткой. Это потому что наш государственный истеблишмент продолжает бояться моего отца и видит в нем какую-то критическую угрозу", - уверен его сын.
Павел также заявил, что в 2003 году, когда отец уже знал о грядущем аресте, он не уехал из своей страны из-за двух главных для него причин. "Это - Платон, прежде всего. Отец посчитал бы это предательством, если бы не вернулся в Россию, когда Платона уже арестовали... Вторая причина - отец был и остается невиновным и он был уверен на 100%, что сможет доказать свою невиновность в суде", - говорит Павел Ходорковский.
"Все заявления Медведева о правовом нигилизме, борьбу с коррупцией, фактически, ни к чему не привели. Даже в деле моего отца это очевидно... Это не единственное, что показательно, но даже в деле моего отца новый закон, который должен был что-то поменять, в результате не исполняется. Я сейчас говорю о предварительном содержании под стражей в делах, которые связаны с экономическими преступлениями. Этот закон был принят, это была инициатива Медведева, но в деле моего отца он не исполняется. Это важно, потому что если он не исполняется в таком известном деле, то на намного менее известных процессах, которые не освящаются прессой, он точно не будет исполняться. А это влечет серьезные последствия для всех жителей России", - рассуждает Павел.
Отвечая на вопрос, потерял ли отец друзей после заключения под стражу, его сын заявил, что "после ареста их стало сразу меньше", и это понятно, так как "по многим причинам люди не хотят быть связаны с человеком, которого осуждают, особенно если их бизнес лоялен к власти".
Говоря о своем отъезде в США в 2003 году, за месяц до ареста отца, Павел Ходорковский отметил, что это просто совпало по времени, и отец не предупреждал его о возможном преследовании со стороны властей. "Я как раз закончил школу, я хотел поехать учиться в США,потому что здесь более хорошее образование, чем в Европе, чем в России, поэтому мое решение не было никак связано с атакой на ЮКОС. По крайней мере, когда я уезжал он не отправлял меня с напутствием: "Паша, езжай и не возвращайся". А пока мой отец находится в тюрьме, я не хочу возвращаться в Россию и это была, в том числе, рекомендация моего отца после того, как его арестовали, - он мне сказал, чтобы я не возвращался, потому что он опасался и опасается за мою безопасность. Он опасается, что я могу быть использован, как рычаг давления пока он находится в тюрьме", - рассказал сын Ходорковского.
Путин подлил масла в огонь
Михаил Ходорковский сейчас ожидает приговора по второму уголовному делу о "хищении чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализации". Иными словами, его обвиняют в том, что он украл всю нефть ЮКОСа. Прокуратура попросила для него и экс-руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева 14 лет заключения.
Приговор должны были начать зачитывать 15 декабря, однако утром того дня суд объявил о переносе даты на 27 декабря. Некоторые правозащитники не исключили, что власти РФ еще не определились с приговором. Однако большинство все же склоняются к мнению, что приговор определенно будет обвинительным, а изменение даты поможет приглушить возмущение общественности и СМИ, так как люди будут заняты новогодними хлопотами.
Масла в огонь подлил премьер Владимир Путин, который накануне в ходе очередной "прямой линии" с россиянами позволил себе комментировать процесс против Ходорковского до оглашения приговора. Он, в частности, заявил, что вина экс-главы ЮКОСа "доказана судом", намекнул на причастность руководства этой нефтяной компании к ряду убийств и заключил: "Вор должен сидеть в тюрьме".
Адвокаты и оппозиция тут же указали на грубое нарушение презумпции невиновности и очевидном давлении на суд. Защитники даже выразили Путину благодарность за то, что помогает им доказать Европейскому суду политическую мотивированность процесса и невозможность объективного судебного решения в России.