Госсекретарь США Кондолиза Райс и глава Пентагона Роберт Гейтс прибывают в понедельник в Москву на переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и министром обороны РФ Анатолием Сердюковым в формате "два плюс два". Главная тема - ПРО, причем США по какой-то причине надеются на компромисс, особых оснований к этому не имея. В российском МИДе и Минобороны отделываются общими фразами, а эксперты особых перспектив не усматривают.
По пути в Москву Гейтс заявил журналистам, что американская сторона не намерена делать России какие-либо новые предложения, касающиеся размещения элементов ПРО в Восточной Европе. Гейтс и Райс рассчитывают услышать ответ россиян на ранее сделанные ими предложения о сотрудничестве по ПРО, сообщает ИТАР-ТАСС.
- США хотят разместить третий компонент ПРО в Турции
"Мы представили многое на стол переговоров, и теперь им пришла пора ответить взаимностью", - сказал шеф Пентагона. При этом он назвал преувеличением разговоры о том, что Москва и Вашингтон близки к достижению договоренности по ПРО. "Мы готовы предпринять усилия, посмотреть, что мы в состоянии сделать, однако на каком-то этапе мы должны увидеть какие-то уступки с российской стороны", - заявил министр обороны США.
Глава Пентагона также дал понять, что какие-либо конкретные соглашения в ходе визита в Москву 17-18 марта, вероятнее всего, подписаны не будут. "Очевидно, что соглашения должны заключаться президентами Бушем и Путиным или избранным президентом Медведевым. Наша с Конди задача - подготовить почву для такого соглашения", - заявил Гейтс.
В октябре 2007 года американская делегация в Москве сделала в устной форме предложения, которые предусматривали, в частности, присутствие российских офицеров на объектах ПРО в Польше и Чехии, а также другие меры, направленные на снятие обеспокоенности российской стороны планами США.
"Они говорили о том, чтобы радар в Чехии был забетонирован таким образом, чтобы в направлении России он не смотрел, а также о том, чтобы перехватчики в Польше не загружали в шахты", - добавил собеседник агентства.
В Москве разочарованы отсутствием новых предложений, но не видят в действиях США прямой угрозы
В Москве не считают эти предложения "кардинальным решением проблемы" и называют их "просто мерой транспарентности и доверия". При этом источник отметил, что эти предложения "были в принципе нами поддержаны". "Это не решает, конечно, проблему, которую мы предложили решить, наладив подлинно союзнические отношения в мониторинге ракетных угроз по всему миру", - подчеркнул он.
Но это, по словам высокопоставленного дипломата, "хотя бы дает нам возможность видеть, что то, что США делают в одностороннем порядке, вопреки нашей воле, не несет прямой угрозы России в данный конкретный момент". Как полагает источник агентства, "в США многие понимают, что мы не из воздуха взяли свои претензии, что они обоснованы реальными расчетами".
В свою очередь источник ИТАР-ТАСС в министерстве обороны РФ отметил, что "какие-либо подвижки, а тем более достижение прорывных договоренностей по ключевым проблемам стратегической стабильности возможны только в том случае, если американцы привезут в Москву новые предложения". В противном случае, по мнению источника, "все сведется к озвучиванию каждой из сторон давно известных позиций: мы предлагаем совместные оценки и мониторинг ракетных угроз по всему миру с использованием РЛС "Габала" и других российских радаров системы предупреждения о ракетном нападении как альтернативу размещению в Польше и Чехии элементов ПРО США, а американцы - задействование этих РЛС лишь в качестве дополнения к развертыванию в Европе третьего позиционного района ПРО".
Источник в МИД РФ отметил, что то же самое в полной мере относится и к вопросу о том, какой режим придет на смену существующему Договору СНВ-1. По его словам, Москву не устраивает позиция США, которая "предусматривает уведомительный характер нового документа без четких, юридически обязывающих обязательств по сокращению и ограничению числа как носителей, так и боезарядов при сохранении поддающихся проверке мер контроля за ними".
Говоря о ДОВСЕ, источник в Минобороны РФ отметил, что Россия по-прежнему настаивает на ратификации адаптированного Договора всеми без исключения странами НАТО. "Мы говорили и говорим, что дискриминационные фланговые ограничения, действовавшие только в отношении России, она больше соблюдать не будет", - заключил источник Минобороны.
В свою очередь, источник в МИДе напомнил, что в ходе последней встречи в формате "два на два" в октябре в Москве американцы "дали идеи, которые предполагают движение нам навстречу". "Были разговоры, в ходе которых США проявили готовность пойти навстречу принципиальной позиции России, снять искусственную, абсурдную увязку ратификации адаптированного ДОВСЕ с так называемыми "стамбульскими обязательствами" по Молдавии и Грузии", - сказал высокопоставленный дипломат. Однако, по его словам, впоследствии США "отыграли это назад, так же, как и с ПРО".
Эксперты оценивают встречу скептически
Многие эксперты и политологи высказывают сомнения относительно перспектив предстоящей встречи.
"Пока еще рано говорить о том, что произошел действительно такой серьезный поворот в американской позиции, и, очевидно, соответствующие разъяснения будут даны американской стороной во время переговоров в формате "2+2", - сказал журналистам директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, комментируя предстоящую встречу заметил, что "главное - важно решить вопрос о совместном управлении системой ПРО". Он напомнил, что одна из инициатив российской стороны как раз и состоит в том, чтобы создать в Москве и Брюсселе совместные центры обмена информацией от систем предупреждения о ракетном нападении. "Это является прообразом совместного управления системой ПРО, - заметил он. - Есть предложение президента России о порядке взаимодействия по ПРО, которое отвечало бы интересам всех участников. Прогресса на этой основе мы пока не видим".
"США продолжают убеждать Россию, что американская ПРО в Европе не представляет угрозу для российских стратегических сил, - сказал парламентарий. - Однако пока все факты говорят об обратном".