Начальник управления Минобороны РФ по увековечению памяти погибших Александр Кирилин спровоцировал бурную реакцию, выступив против официальной программы десталинизации, за которую может высказаться президент РФ Дмитрий Медведев, передает РИА "Новости".
Признав, что имена всех жертв сталинских репрессий необходимо увековечить в отдельной базе данных, генерал заявил, что неправильно навязывать указом президента оценку эпохи Сталина. Эти резкие слова тут же вызвали переполох среди правозащитников, а глава президентского совета по правам человека лично вызвался объяснить генералу суть программы десталинизации.
- Опрос: 26% россиян считают, что Сталин сделал для страны больше хорошего, чем плохого
Во вторник в ответ на просьбу журналистов высказать свое мнение о программе, Кирилин заявил, что видел накануне телепередачу, в которой большинство участников проголосовали за десталинизацию. Но, если проект примут, это как раз и будет означать возврат в сталинские времена, когда человека лишали права самостоятельно оценивать различные события, возразил генерал сторонникам программы.
"Такой программе нельзя придавать официальный статус. Мне будут навязывать указом президента, как я должен оценивать! Куда мы опять вернемся? Мы к тому же Сталину вернемся, что ли? Сейчас, слава Богу, не 30-е годы XX века, чтобы директивой ВКП(б) утверждать, что все так и было", - подчеркнул Кирилин.
По мнению представителя Министерства обороны, по этому поводу следует провести широкие общественные обсуждения. Как уверен генерал, чтобы адекватно оценить негативные последствия сталинского режима, можно создать электронную базу данных, как это было сделано для погибших в Великой Отечественной войне. "Всех жертв сталинских репрессий, пофамильно", - подчеркнул Кирилин.
В марте 2011 года президент Дмитрий Медведев, выступая с речью, посвященной свободе, на конференции "Великие реформы и модернизация России", осудил методы Сталина.
"Хочу обратить внимание, что жизнеспособными оказались не фантазии об особом пути и не советский эксперимент, а проект нормального, гуманного строя, задуманный Александром II. В конечном счете в историческом масштабе прав оказался именно он, а не Николай I и не Сталин", - заметил Медведев, противопоставляя либеральные реформы царя жестким методам советской эпохи.
В декабре прошлого года Медведев накануне визита в Варшаву в интервью польским СМИ, высказываясь по одному из самых болезненных вопросов российско-польских отношений - "катынскому делу", также упомянул фамилию Сталина.
Глава российского государства назвал несерьезными попытки поставить под сомнение вину Сталина в расстреле польских военнопленных в СССР в 1940 году. "Совершенно очевидно, кто совершил это преступление и ради чего. И Государственная Дума еще раз вернулась к этому вопросу. За это преступление отвечает Сталин и его приспешники. И у меня есть соответствующие документы, которые были получены из так называемой "особой папки", - заявил тогда Медведев.
Как отметил президент, эти документы присутствуют, в том числе, в интернете и общедоступны со всеми резолюциями. "Попытки поставить эти документы под сомнение, говорить о том, что их кто-то сфальсифицировал, это просто несерьезно. Это делается теми, кто пытается обелить природу режима, который создал Сталин в определенный период в нашей стране", - добавил президент.
Правозащитники: представитель Минобороны, вероятно, не читал план десталинизации
Глава историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал" Арсений Рогинский, являющийся одним из авторов плана по десталинизации, считает, что, по всей видимости, генерал Кирилин просто не читал его.
"Впечатление, что господин Кирилин не открывал программу, не читал предложений, не анализировал их, знает о ней понаслышке из того шума и гама, который подняли коммунисты и квазипатриоты", - заявил Рогинский "Интерфаксу" во вторник.
"Что-то он слышал краем уха и делает скороспелые выводы. Могу посоветовать ему почитать текст программы. Если он - здравый человек, то со всеми пунктами программы он должен согласиться", - считает глава "Мемориала".
По мнению Рогинского, никто ни в чем не может повлиять на личные оценки Александра Кирилина, как никто не собирается увольнять его за личное отношение к Сталину. "Одно из многих десятков предложений программы состояло в том, что госчиновники публично не могут отрицать факт сталинских репрессий", - пояснил правозащитник.
Глава президентского совета по правам человека хочет лично объяснить генералу суть программы
Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов выразил готовность разъяснить генералу Кирилину особенности программы десталинизации и успокоить его.
"Я не очень понимаю, чем так обеспокоен господин Кирилин. Может быть, его смущает возможность придания официального статуса захоронениям жертв политических репрессий?" - сказал Федотов "Интерфаксу" во вторник.
"Я с удовольствием и в любое удобное время готов встретиться с господином Кирилиным, ответить на все его вопросы и снять все озабоченности, тем более что программа задумана не как государственная, а, прежде всего, как общественно-государственная. Уверен, что человек, занимающийся увековечением памяти павших воинов, прекрасно поймет высокий нравственный смысл задачи увековечения памяти невинных жертв", - сказал глава совета.
Президентский Совет по правам человека разработал план по преодолению тоталитарного прошлого. Документ, в частности, предполагает решение вопроса о захоронении Владимира Ленина, тело которого находится в Мавзолее, а также создание мемориалов памяти жертв политических репрессий и открытие архивов.