Открытый "вооруженный конфликт между российской и чеченской нациями" дает основание заключить, что эти лица не подпадают под действие УК РФ (предназначенного для мирного времени), и к ним должны быть применены статьи о статусе военнопленных согласно международным конвенциям, говорится в обращении к Следственному Комитету РФ и Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), появившемся на одном из сайтов, поддерживающих чеченских сепаратистов. В частности имеется в виду Женевская конвенция от 12 августа 1949 года "Об обращении с военнопленными", ратифицированная Советским Союзом и, следовательно, Российской Федерацией.
Основания считать события в Чечне вооруженным конфликтом инициаторы обращения - основательница Бостонского комитета против этнических чисток и Фонда имени Анны Политковской, профессор математики Виктория Пупко и журналист из Волгограда Елена Маглеванная - видят в статистике, приводимой самими российскими военными, в частности, генералом Геннадием Трошевым. В своей книге "Записки о Чеченской войне" он писал, что в боевых действиях участвовало по несколько сот танков, а также более 100 боевых самолетов и вертолетов с каждой из сторон.
В настоящее время, по данным авторов обращения, в тюрьмах России содержится до 20000 жителей или уроженцев Чеченской Республики, задержанных в ходе военных действий в Чечне (1994 - 1996 и 1999 - по настоящее время) или в связи с военными действиями.
Эти лица отбывают наказание по обвинениям в бандитизме, терроризме, участии в незаконных вооруженных формированиях или незаконных бандформированиях; в особо опасных уголовных преступлениях и т.п.
Жизнь чеченцев в российских тюрьмах находится в гораздо большей опасности, чем остальных заключенных, осужденных по тяжелым уголовным преступлениям на те же сроки. Многие из них умирают, не выдержав пыток, или их убивают или отравляют.
Часто сотрудники администрации набираются из лиц, воевавших в Чечне на стороне федеральных сил, и можно понять их отношение к заключенным-чеченцам.
Инициаторы обращения в этой связи обращаются ко всем государственным юридическим институтам РФ, а также к УФСИН и местным Управлениям со следующими предложениями:
1. Обнародовать поименный список всех лиц чеченской национальности, содержащихся в российских тюрьмах, и получивших приговоры начиная с 1994 года по настоящий момент, с указанием их действительных имен и фамилий, мест их содержания и сроков заключения. Этот список должен быть доступен родственникам заключенных, а также адвокатам, работникам российского и международного Красного Креста, российским и международным правозащитным и гуманитарным организациям.
2. Признать факт, что все лица, поименованные выше, должны быть официально признаны военнопленными, на которых распространяется действие Гаагской конвенции.
3. Начать пересмотр дел всех лиц, поименованных в предыдущем пункте, т.е. лиц чеченской национальности, получивших приговоры за содеянное в период двух чеченских войн, для определения соответствующей статьи, применяя Женевскую и другие международные конвенции и кодексы в отношении военнопленных. Для пересмотра их дел создать независимую следственно-адвокатскую комиссию РФ.
4. В период пересмотра дел обратить особое внимание на условия содержания заключенных чеченской национальности в колониях, особенно в колониях строгого и особого режима, а также по части справедливости правосудного процесса при вынесении приговора, включая пытки и другие формы бесчеловечного обращения с целью подтасовки виновности, и грубые процессуальные нарушения.