В Чечне снижается количество похищений людей, но эта проблема по-прежнему актуальна, утверждают российские правозащитники.
"Наш мониторинг показывает, что в 2006 году по сравнению с прошлым годом количество похищений уменьшилось, однако эта проблема остается актуальной. По нашей оценке, для ее решения делают мало", - сказал во вторник "Интерфаксу" представитель российского правозащитного центра "Мемориал" Дмитрий Грушкин.
Он сообщил, что, по данным правозащитников, с 2002 года по настоящее время в Чечне были похищены 1948 человек. "Из них 685 были освобождены, 189 убиты, 1040 пропали без вести, 34 находятся под следствием", - сказал Грушкин.
Он также сообщил, что в 2006 году в Чечне были похищены 143 жителя. "Из этого числа 70 человек были освобождены, 8 убиты, 54 пропали без вести, 11 находятся под следствием", - заявил Грушкин.
При этом он уточнил, что мониторинг похищений людей, который ведет центр "Мемориал", охватывает 25-30% территории Чечни. "Это ограниченная часть республики и реальное число похищений может быть больше", - сказал правозащитник.
Ранее президент Чечни Алу Алханов заявил, что в республике удалось переломить ситуацию в вопросах борьбы с похищением людей. Органы прокуратуры Чечни "скрупулезно относятся к расследованию каждого факта похищения и пропажи без вести человека", сказал глава республики. В то же время, заявил Алханов, "проблему нельзя считать решенной окончательно, пока есть хотя бы один факт похищения или пропажи без вести человека".
В сентябре Правозащитный Центр "Мемориал" опубликовал хронику насилия, совершающегося в Чечне и Ингушетии. По данным правозащитников, зачистки, нападения неизвестных, обстрелы продолжаются в зоне конфликта ежедневно.
46-летняя Лидия Юсупова из правозащитной организации "Мемориал", которая была одним из претендентов на получение Нобелевской премии мира, в интервью Spiegel рассказала о положении дел в Чечне и его связи с убийством Анны Политковской (полный текст на сайте Inopressa.ru).
По словам Юсуповой, она не разочарована тем, что не получила премию. "Я поздравляю господина Юнуса, он заслужил эту награду, - сказала она. - Я рада тому, что была номинирована на Нобелевскую премию мира. Это хорошо и важно, что наша деятельность не остается незамеченной. Это стало моральной поддержкой движения в защиту гражданских прав в России".
Что же касается Чечни, то там, как рассказала правозащитница, как и прежде, "слышны звуки выстрелов, российские блокпосты обстреливаются, все еще происходят случаи вооруженных нападений и исчезновения людей". "Я бы не назвала это стабилизацией, когда строятся новые дома и улицы, а люди продолжают жить без правовых гарантий", - заявила Юсупова.
"Несколько последних лет, работая в чеченском офисе организации "Мемориал" в Грозном, я собирала материалы о пытках и нарушениях прав человека на Кавказе. Интересы некоторых жертв я защищала в суде. Иногда те люди, которые предоставляли мне информацию о пытках и насилии, неожиданно исчезали. Родом они были в основном из горных районов на юге Чечни", - сообщила Юсупова.
По ее словам, главное, что нужно сделать для решения проблем в Чечне - "чтобы каждый нес ответственность за совершенное преступление". "Любое преступление вне зависимости от того, кто его совершил, должно быть наказано, - сообщила она. - Первая чеченская война, продолжавшаяся с 1994 по 1996 год, должна быть тщательно проработана юридически. К сожалению, политики в Москве, по всей вероятности, не готовы к этому… В этом случае должны расследоваться дела, касающиеся массовых расстрелов, в результате которых от рук российских военнослужащих гибло мирное население. Это означает признаться в том, что русские знали с самого начала о том, что происходит на самом деле, куда все это ведет и чем может закончиться".
Касаясь убийства журналистки Анны Политковской, Юсупова заявила, что это преступление непосредственно связано с ее профессиональной деятельностью в Чечне. "Она и раньше писала подобные статьи. Но раньше нынешняя система власти была развита не настолько сильно. Раньше реакция общества была более интенсивной. Сейчас, к сожалению, общество практически никак не реагирует", - сказала Лидия Юсупова.
"Убийство Анны Политковской - это акт запугивания, направленный против всех, кто проливает свет на то, что на самом деле происходит в Чечне. Я считаю, что моя моральная обязанность - продолжить дело Анны Политковской. Это для меня дело чести. Вера в то, что ты делаешь все правильно, в такие моменты только крепнет", - заключила чеченская правозащитница.