Андрей Илларионов, бывший советник президента РФ по экономическим вопросам, опубликовал статью в итальянской газете Corriere della Sera (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Необходимо отметить, что статья Илларионова появилось одновременно в нескольких солидных западных изданиях. Кроме итальянской газеты, статья опубликована в Financial Times, The Washington Post, The Moscow Times, Mail&Guardian и The Hindustan Times.
По мнению Илларионова, Россия не может быть членом G8. Он пишет, что согласно декларации, подписанной в Рамбуйе в 1975 году, и традиционным коммюнике, принятым после встреч глав государств и правительств, в состав "восьмерки" входят ведущие демократические и индустриально развитые страны мира.
Более чем 30-летняя деятельность G8 подтвердила совокупность основных критериев, необходимых для участия в нем: демократическая политическая система, значительные масштабы экономики, высокий уровень экономического и государственного развития, полная конвертируемость национальной валюты, членство в ВТО, Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, Международном энергетическом агентстве, приверженность целям и принципам международного сотрудничества.
По мнению Илларионова, Россия соответствует лишь некоторым, но не всем упомянутым требованиям. При этом бывший советник Путина отмечает, что по числу жителей Китай и Индия превосходят всех членов "восьмерки" вместе взятых. ВВП Китая в пересчете по паритету покупательной способности (ППС) валют превышает ВВП любой страны G8 за исключением США. Индийский ВВП отстает лишь от американского и японского. Китай, Индия и Пакистан обладают ядерным оружием. Саудовская Аравия – самый крупный поставщик нефти в мире. Но каждого из этих элементов недостаточно для вступления в самый эксклюзивный клуб современного мира, пишет Илларионов.
Сегодняшняя Россия отвечает лишь одному критерию группы: масштабу экономики в пересчете на паритет покупательной силы. По всем остальным критериям нынешняя Россия не отвечает параметрам "восьмерки". Российский рубль не является полностью конвертируемой валютой для финансовых операций; Россия не входит ни в ВТО, ни в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, ни в Международное энергетическое агентство. И это исключает участие российских представителей в обсуждении внутри группы валютных вопросов и вопросов, связанных с мировой торговлей, считает экономист.
Кроме того, Россия не является экономически прогрессивной страной. По показателям ВВП на душу населения Россия занимает 69-е место в мире. Ее ВВП составляет 33% от среднего уровня стран "семерки", а при пересчете по ППС опускается до 15% от среднего уровня G7. По среднему уровню ежегодной инфляции в последние 5 лет Россия оказалась на 161-м месте среди 180 стран мира, отмечает Илларионов.
С 2005 года Россия перестала быть политически свободной страной. По уровню политической свободы Freedom House ставит ее на 168-е место среди 192 стран мира. По показателю коррупции Transparency International Россия находится на 126-м из 159 мест. По показателю фаворитизма правительственных решений – 88-я из 108 стран. По уровню независимости судебной власти – 84-я из 102 стран. Три последних показателя определяются Всемирным экономическим форумом. Таким образом, "восьмерка" как группа демократических государств больше не существует.
В официальных российских СМИ нагнетается пропагандистская истерия против Украины, Молдавии, Грузии, балтийских стран, Европы и США. Все они оказались зарубежными врагами нынешнего российского руководства и выступают в роли основных мишеней новой "холодной войны", которую это руководство ведет. Одновременно появились и новые друзья: нынешние лидеры Белоруссии, Узбекистана, Ирана, Алжира, Венесуэлы, Мьянмы, "Хамаса". Это также своего рода G8, пишет Илларионов.
Глубокие различия между "семеркой" и Россией неслучайны. В их основе лежат фундаментальные различия в видении современного мира, в понимании того, что возможно и что недопустимо в осуществлении государственной власти, в основополагающих ценностях. Поэтому российские власти и вооружились такими идеологическими понятиями, как "вертикаль власти", "государство как корпорация", "энергетическая супердержава", отрицание прав человека, отмечает экономист.
Саммит в Санкт-Петербурге лишь ободрит авторитарные режимы во всем мире. Станет триумфом для сегодняшних и завтрашних диктаторов. Никто не должен сомневаться в том, станет ли после подобного мероприятия больше или меньше свободы, больше или меньше демократии, больше или меньше агрессии. Саммит в Санкт-Петербурге приведет к неизбежной формальной ликвидации этого клуба. На смену ему придет возрожденная G7 или даже G4, G3 или совершенно новая организация. Для России все это будет иметь лишь теоретическое значение – в новом клубе для нее места не будет, заключает Илларионов.