Предупреждение "Новой газете в Санкт-Петербурге", которое в будущем может грозить закрытием издания, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) вынесла в минувшую пятницу после публикации в четверговом номере издания статьи "Летние лагеря для генацвале", посвященной подготовке активистами Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) рейдов по "местам концентрации грузинского населения" в городе, пишет газета "Новые известия".
Автор приводит в статье мнения как активистов ДПНИ, так и правозащитников и правоохранителей. Завершается статья цитатой в рубрике "Дословно" из обращения ДПНИ к президенту РФ с предложением интернировать находящихся в России граждан Грузии. Автор статьи Дина Давыдова рассказала, что цитату опубликовали с соблюдением всех требований: "вынесли за пределы статьи, выделили цветом и сослались на источник".
Однако чиновники усмотрели в публикации нарушение закона "О противодействии экстремисткой деятельности". Уже в день выхода газеты эксперты петербургского управления Россвязькомнадзора провели экспертизу и нашли в цитируемом отрывке признаки экстремизма. На следующий день газете вынесли официальное предупреждение за экстремистскую деятельность.
"Вся страница посвящена осуждению этих высказываний. А пример привели, чтобы было понятно, что мы осуждаем. Как в Америке дают в эфире выступления бен Ладена, а потом комментируют", – недоумевает автор статьи. С журналисткой соглашается директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер. По его словам, нужно не брать высказывание само по себе, а смотреть контекст.
Само по себе это наказание газете ничем не грозит. Но если в течение года издание получит повторное предупреждение за экстремизм, по закону "О СМИ" газету закроют. Поэтому редакция намерена оспаривать решение чиновников в суде, о чем в пятницу заявил главный редактор "Новой газеты в Санкт-Петербурге" Валерий Береснев.
По мнению Андрея Рихтера, шансы на победу в суде невелики. "В 99 случаях из 100 выигрывает Россвязькомнадзор. Российские суды почти всегда становятся на сторону госоргана, и рассчитывать нужно только на победу в Европейском суде по правам человека", – говорит юрист.