Бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков может выступить в суде в защиту своего зятя Валерия Пузикова, возглавлявшего ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-строительный центр", по делу о растрате 12 млн рублей на предприятии. В 2013 году сам экс-глава министерства был "спасен" родственником от обвинений в рамках "дорожно-озеленительного дела", но в результате все же был обвинен в халатности.
Как сообщили источники "Коммерсанта", ключевым свидетелем защиты на процессе в отношении Пузикова может стать Сердюков. Бывший глава Минобороны РФ уже дал понять, что не видит оснований для уголовного преследования своего родственника и будет бороться за его свободу.
Издание напоминает, что показания Сердюкова ранее сыграли важную роль в Пресненском райсуде, рассматривавшем дело экс-главы департамента имущественных отношений оборонного ведомства Евгении Васильевой и ее сообщников. Фигуранты дела, получив обвинительные приговоры, в результате все же были оправданы по многим эпизодам, и большинство их них условно-досрочно вышли на свободу.
Два обвинения в отношении Пузикова и возражения защиты
Тем временем защита Пузикова также не согласна с обвинениями в адрес зятя Сердюкова, пишет "Коммерсант". Его адвокат Сергей Старовойтов, завершив ознакомление с материалами предварительного следствия, подал в главное военное следственное управление СКР ходатайство, изложив в нем свое видение инкриминируемых его клиенту правонарушений. Бизнесмена обвиняют в двух эпизодах особо крупных хищений (ч. 4 ст. 160 УК РФ) денежных средств ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-строительный центр", которое он ранее возглавлял.
Согласно первому обвинению, в конце 2009 года Пузиков, руководя государственным предприятием, "из корыстных побуждений с целью хищения с использованием своего служебного положения и родственных связей" пролоббировал заключение заведомо невыгодных для своей организации и Минобороны договоров. По его распоряжению ФГУП арендовал шесть дорогостоящих иномарок у учрежденных супругой гендиректора Галиной Пузиковой (жена Пузикова, сестра Сердюкова. - Прим. NEWSru.com) ООО "Техцентр" и ООО "Автосервис-ММ" и одновременно с этим заключил госконтракт на автотранспортное обслуживание руководства Минобороны. Таким образом ФГУП стал посредником между оборонным ведомством и коммерсантами, планируя извлечь из этого прибыль.
По данным следствия, в долгосрочную аренду, были взяты два Toyota Land Cruiser и Mercedes GL 320 4 Matic по цене 70 тысяч рублей в месяц каждый, Porshe Cayenne и BMW 760li - по 110 тысяч рублей в месяц, а также армейский Hummer за 60 тысяч рублей.
Два с половиной года Минобороны арендовало автомобили через ФГУП. За это время ведомство перечисляло деньги предприятию, а оно направляло их коммерческим фирмам Галины Пузиковой. "Техцентр" получил в общей сложности 4,8 млн рублей, а "Автосервис" - 3,2 млн рублей. При этом следствие полагает, что транспортом никто не пользовался - внедорожники и лимузины вообще не покидали охраняемой парковки на улице Челиева в Санкт-Петербурге, также принадлежащей супруге главного обвиняемого. С учетом этого обстоятельства деятельность экс-гендиректора ФГУПа следствие хищением путем растраты вверенного имущества.
При этом адвокат Пузикова в своем ходатайстве указывает, что предположение следствия о якобы имевшем место простое арендованных автомобилей ничем не подтверждено. По его данным, Hummer и оба Toyota Land Cruiser использовались военными для испытаний при выборе типа внедорожника для армейского командования. В результате "американец" был забракован, а "японцы" успешно прошли тесты, после чего Минобороны стало закупать их массово. Немецкие же автомобили, в частности, использовались спецслужбами для сопровождения высших должностных лиц страны во время поездок по Северному Кавказу. "Одни автомобили действительно могли какое-то время находиться в резерве, в то время как другие эксплуатировались на износ, - пояснил "Коммерсанту" близкий к ФГУПу источник. - В этом и заключался смысл долгосрочной аренды".
Также Старовойтов указывает в ходатайстве, что о законности заключенных при Пузикове контрактов свидетельствует тот факт, что все они проверялись несколькими профильными подразделениями Минобороны и ведомство до сих пор не предъявляло своим бывшим партнерам каких-либо финансовых претензий. Кроме того, защитник считает, в материалах уголовного дела нет ключевых признаков хищения - каких-либо данных о том, что зять Сердюкова руководствовался корыстными мотивами при заключении автотранспортных сделок, а также обогатился в результате их реализации. С учетом этих обстоятельств адвокат предложил следствию прекратить уголовное преследование Пузикова по эпизоду с дорогими автомобилями еще на досудебной стадии.
Второе обвинение в отношении Пузикова связано с незаконной, по мнению следствия, выплатой зарплаты "сотрудникам ФГУПа" - секретарю-референту, менеджеру и медсестре, - которые в действительности не выполняли свои обязанности. Следователи считают, что подставные лица при этом даже "не были осведомлены о противоправном характере использования их личных данных". В рамках преступной схемы, по данным следствия, бывшие руководители предприятия похитили около 4 млн рублей.
Защита же согласилась с тем, что руководство ФГУПа создавало некий незаконный резервный фонд. Но все собранные таким образом деньги не расхищались, а использовались на нужды предприятия: оплату ремонта помещений, мойку автомобилей и, к примеру, выплату вознаграждений "лицам, действовавшим в его интересах".
По мнению защиты, предположения следствия о якобы имевших место хищениях опровергают выводы налоговой проверки, прошедшей в "Инжтехцентре" в мае 2015 года. Проверялся период с января 2010 года по декабрь 2012 года, недостачи денег на балансе ФГУПа не было обнаружено. Прибыль предприятия, по данным налоговиков, была, напротив, искусственно занижена администрацией, что сочли налоговым нарушением. С учетом проверки ФГУПу был выставлена налоговая недоимка в размере 882 рубля. "Доначисление налога в связи с причинением обществу убытков от преступления противоречило бы смыслу налогового законодательства и Конституции РФ", - пояснил "Коммерсанту" близкий к обвиняемым по делу ФГУП источник.
Старовойтов в ходатайстве указывает, что эпизод с зарплатами может рассматриваться как попытка уклонения от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ), но не как хищение. Адвокат также отметил, что весь ущерб в определенном следствием размере 4 млн рублей ФГУПу еще в минувшем году компенсировали предполагаемые подельники Пузикова - его преемник на должности гендиректора ФГУПа Валерий Седов и главный бухгалтер Ирина Петухова. В связи с этим, считает Старовойтов, уголовное преследование всех троих обвиняемых должно быть также прекращено.
Где могли оказаться деньги, предположительно, полученные Пузиковым
Уголовное дело против Пузикова было возбуждено в январе 2014 года. По слухам, его даже собирались объявить в международный розыск. Однако в марте 2014-го зять Сердюкова добровольно явился в СКР и был тут же отпущен под подписку о невыезде.
Позже в Фонде борьбы с коррупцией оппозиционера Алексея Навального объяснили столь снисходительное обращение следственных органов к Пузикову. В ФБК указали, что деньги и активы, выведенные приближенными Сердюкова из Минобороны и аккумулированные у зятя экс-министра, были вовремя переоформлены на "правильных" людей. Земля и здания в Санкт-Петербурге перешли сыну Сердюкова - Сергею Сердюкову, а также Анастасии Зубковой, приемной дочери экс-главы Минобороны и старшей внучке бывшего премьер-министра России Виктора Зубкова - ближайшего доверенного лица Путина.