На полигонах министерства обороны РФ полностью прекращены работы по подрыву устаревших боеприпасов
Russian Look
На полигонах министерства обороны РФ полностью прекращены работы по подрыву устаревших боеприпасов Кроме того, технологическая документация на многие старые образцы утрачена, и понять, чем начинены, к примеру, 70-летние авиабомбы, невозможно
ВСЕ ФОТО
 
 
 
На полигонах министерства обороны РФ полностью прекращены работы по подрыву устаревших боеприпасов
Russian Look
 
 
 
Кроме того, технологическая документация на многие старые образцы утрачена, и понять, чем начинены, к примеру, 70-летние авиабомбы, невозможно
Russian Look
 
 
 
Перенос процесса утилизации боеприпасов с полигонов на специализированные предприятия позволит не только избежать несчастных случаев и новых жертв, но и, при грамотном подходе, получить немалую выгоду
Russian Look

На полигонах министерства обороны РФ полностью прекращены работы по подрыву устаревших боеприпасов. Теперь утилизацией займутся промышленные предприятия. Новый подход может стать для России довольно выгодным: специалисты научились получать при подрывах в закрытых бронекамерах уникальные наноалмазы. Счет идет на тонны.

"Подрывы прекращены полностью. Это подтвердил и министр обороны на прошедшей коллегии Минобороны. Слишком часто такая утилизация сопровождалась серьезными ЧП. В процессе подрывных работ погибло около пятидесяти человек - военнослужащих и гражданских лиц, было полностью уничтожено несколько арсеналов, в которых кроме старых хранились и вполне пригодные боеприпасы", - подтвердил "Российской газете" заместитель председателя военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев.

О намерении отказаться от утилизации боеприпасов, многие из которых хранятся на складах еще со времен Великой Отечественной войны, военные говорили еще в прошлом октябре. На тот момент на балансе Вооруженных сил страны находилось 3,6 млн тонн боеприпасов, из которых 2,16 млн тонн необходимо было утилизировать. Для разработки наименее опасных методик были привлечены промышленные предприятия, на утилизацию предполагалось выделить 13,5 млрд рублей.

Теперь, по словам Бочкарева, существуют абсолютно безопасные и качественные технологии, которые, однако, оказались недешевыми. В настоящее время на утилизацию боеприпасов выделяется около 3 млрд рублей в год, но эта сумма нуждается в корректировке, поскольку себестоимость процесса оказалась выше предполагаемой.

Как рассказал представитель ВПК, работы затруднены тем, что не всегда удается получить достоверную информацию о состоянии снарядов. Кроме того, технологическая документация на многие старые образцы утрачена, и понять, чем начинены, к примеру, 70-летние авиабомбы, невозможно.

Перенос процесса утилизации боеприпасов с полигонов на специализированные предприятия позволит не только избежать несчастных случаев и новых жертв, но и, при грамотном подходе, получить немалую выгоду. Российские и белорусские специалисты совместными усилиями научились при утилизации боеприпасов получать наноалмазы в промышленных масштабах.

При подрывах в закрытых бронекамерах остается шихта с высоким содержанием алмазной пыли, которая является уникальной легирующей присадкой. С ее помощью легкий алюминий, например, становится прочнее стали, защитная ткань типа кевлар превращается в непробиваемую броню. В данный момент мировой рынок наноалмазов составляет 7 тонн. Россия может получать при утилизации боеприпасов до 5 тонн ценного сырья в год.

Заметим, что утилизация боеприпасов "по старинке" многие годы сопровождалась скандалами, а порой и трагедиями. Последним громким ЧП на полигонах Минобороны стал подрыв шести десантников под Псковом, когда военнослужащие в полной темноте возвращались с учений. До этого под Самарой перевернулись три вагона с тротилом, а на полигоне Ашулук в Астраханской области в августе - не в первый раз - погибли солдаты-срочники, расчищавшие территорию от утилизированных снарядов.

Из крупных ЧП стоит отметить взрывы на полигоне под Чапаевском в Самарской области, в результате которых пострадали десятки мирных граждан, и 4000 тонн снарядов, взлетевших на воздух в Оренбургской области из-за одного окурка.