В Москве посчитали "неуместной" критику руководства Чечни за ситуацию с правами человека в республике в связи с терактом, который произошел в Грозном. Соответствующий комментарий Департамента информации и печати МИД России был опубликован сегодня, 19 декабря, на сайте ведомства.
"Надеемся, что выраженные слова соболезнования родственникам жертв террористического акта в Грозном, несмотря на их явную запоздалость, действительно искренние. Именно поэтому считаем абсолютно неуместным использовать данный трагический момент для политически мотивированных "уколов" руководства Чеченской Республики по правочеловеческой тематике", - говорится в сообщении, опубликованном в ответ на заявление пресс-секретаря Еврокомиссии.
Власти ЕС выразили соболезнования семьям погибших в недавнем теракте и призвали власти Чечни отказаться от притеснения правозащитников и членов семей террористов. ЕС указал Кадырову в связи с поступившими жалобами, что "коллективная ответственность семей боевиков только усугубит напряженность" в регионе. "Разгон правозащитников в Чечне, угрозы в отношении Игоря Каляпина и недавние нападения на "Комитет против пыток", чей офис был подожжен, нужно остановить", - говорится в заявлении Евросоюза.
Российские дипломаты недоумевают, почему европейцы проявляют меньше рвения, обсуждая нарушения права человека на юго-востоке Украины.
"Где же был Евросоюз со своими озабоченностями, когда проводилась карательная операция на Юго-Востоке Украины и лилась кровь мирных граждан? Что - опять двойные стандарты?" - негодуют в МИДе.
Между тем в Госдуме также озаботились несправедливой критикой в адрес чеченского руководства: как сообщает РИА "Новости", председатель комитета по труду и социальной политике Госдумы РФ Ольга Баталина считает, что вопрос Ксении Собчак на пресс-конференции президента России является аморальным и что журналистка этим вопросом оскорбила весь чеченский народ.
"Наверное, из журналистской студии легко рассуждать о том, какие меры достаточны, какие меры обоснованы в борьбе с терроризмом, не говоря о том, что это непрофессионально, это еще и аморально. При этом своим вопросом Собчак еще и оскорбила народ Чечни, по сути, говоря о том, что на территории республики не уважают и не признают Конституцию, не уважают и не признают российские законы, тогда как республика пережила очень тяжелый путь к восстановлению, очень тяжелый путь к миру, к восстановлению нормальной жизни", - сказала Баталина.
По мнению депутата, своим вопросом Собчак показала, что она не принимает и не чувствует, что происходит в стране и регионе, что представляет собой терроризм или чувства тех людей, которые потеряли своих близких в результате террористических актов.
На пресс-конференции Владимира Путина в четверг, 18 декабря, Собчак напомнила, что глава республики Рамзан Кадыров после нападения боевиков на Грозный 4 декабря, во время которого погибли 14 полицейских, пообещал депортировать родственников нападавших из республики, а их дома снести до основания. Она отметила, что это заявление, по сути, является неконституционным, пренебрегает законами РФ.
Как сообщает ТАСС, вопрос Собчак осудили также ветераны. По мнению почетного члена Всероссийской организации "Боевое братство" Анатолия Скрипки, слова главы Чечни Рамзана Кадырова о сносе домов людей, чьи родственники подозреваются в терроризме, "были продиктованы необходимостью преодоления сложившейся ситуации". "Таким образом, глава Чечни хотел на эмоциональном уровне привлечь общественность, ведь этому злу необходимо положить конец. Он хотел напомнить, что за такую подлость и такие деяния земля должна гореть под ногами бандитов. Опасность, которую они несут обществу, запредельно велика", - заявил Скрипка журналистам.
Член Общественной палаты РФ, участник штурма захваченной в 2004 году школы в Беслане Вячеслав Бочаров уверен, что, "задав свой вопрос на пресс-конференции Владимира Путина, Ксения Собчак открыто показала, что не поддерживает эффективные меры по борьбе с терроризмом", ведь "сейчас благодаря действиям Кадырова на территории Чечни установилась стабильность и мир". "Думаю, что если бы она съездила сама в Чечню и посмотрела в глаза сотням матерей, у которых убили детей, то не стала бы задавать вопросы, которые ее кто-то попросил", - полагает он.