Зампредседателя думского комитета по охране здоровья единоросс Николай Говорин, предложивший в октябре запретить продажу спиртосодержащей продукции, в том числе настоек боярышника и лосьонов, через торговые автоматы ("алкоматы"), продолжил свой поход на алкоголиков.
На фоне чрезвычайной ситуации в Иркутске с гибелью 50 человек депутат объявил о ряде других своих инициатив, в том числе об идее принуждать к лечению людей, страдающих алкоголизмом, по решению суда. Депутат уже начал работу над этим вопросом, информирует сайт "Единой России".
По словам депутата, нужно решать вопрос с недобровольным медицинским освидетельствованием лиц, злоупотребляющих алкоголем, ведущих "аморальный образ жизни" и причиняющих вред окружающим. "Это касается в первую очередь детей в семьях алкоголиков. К этим людям должны применяться меры принудительного лечения по решению суда. Я занимаюсь проработкой этого вопроса", - заявил Говорин.
"Сегодня в стране 44% мужчин не доживают до пенсионного возраста вследствие злоупотребления алкоголем. И это серьезная проблема. При этом в ряде регионов значительно увеличилась смертность от отравления алкоголем", - сказал он.
Напомним, в настоящее время принудительное лечение алкоголиков законодательство предусматривает лишь в случае нарушения ими Уголовного кодекса.
Вместе с тем наркологи уверяют, что, в отличие от мужского алкоголизма, женский алкоголизм неизлечим в принципе.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзора), за последние семь лет жители России стали якобы меньше злоупотреблять алкоголем. Правда, эти данные основаны на показателях диспансеров, где количество стоящих на учете алкоголиков действительно сократилось почти на треть. Однако это никак не свидетельствуют о реальном уровне алкоголизма в стране, так как лишь немногие обращаются с данной проблемой в диспансеры и лечебно-профилактические учреждения. Таким образом, подавляющее число алкоголиков остается за рамками государственного учета.
По официальным данным, в России около двух миллионов алкоголиков. Однако, судя по цифрам, более приближенным к реальности, от алкоголизма страдают около 10 млн россиян.
Россия занимает четвертое месте в мире по употреблению алкоголя на душу населения, включая детей и стариков - 15 литров чистого спирта в год (при том, что опасная доза алкоголя составляет восемь литров в год).
Достоверные показатели смертности в России от злоупотребления алкоголем основаны на данных медиков и судмедэкспертов: от заболеваний, причиной которых является чрезмерное употребление спиртного, в стране ежегодно умирает около 500 тысяч граждан.
Во времена СССР принудительное лечение от алкоголизма было достаточно распространенным. Запойных алкоголиков помещали на лечение в специализированные учреждения - лечебно-трудовые профилактории (ЛТП).
Родственники или соседи обращались с заявлением к представителю местной власти, участковому инспектору или участковому врачу, которые и направляли алкоголика в ЛТП. Как такового медикаментозного или психологического воздействия на алкоголика в этих государственных учреждениях не было. Основным методом лечения был принудительный труд больного. Отсюда и низкая эффективность такого "лечения" - большинство пациентов ЛТП были их постоянными "клиентами".
Но в 1992 году Госдума обновленного российского государства приняла закон "О психиатрической помощи населению и правах граждан при ее оказании", в котором было прописано основное правило лечения от алкоголизма - добровольность. С этого времени принудительное лечение и кодирование от алкоголизма можно применять только по решению суда.
Все медвытрезвители в России были ликвидированы осенью 2011 года при бывшем главе МВД Рашиде Нургалиеве, ратовавшем за восстановление системы принудительного лечения граждан от алкоголизма и наркомании. С тех пор заниматься пьяными, находящимися в общественных местах, обязали гражданские медицинские учреждения в регионах.
В 2015 году "Левада-Центр" провел всероссийский опрос относительно возможности возвращения к советским методам борьбы с алкоголизмом. За возвращение вытрезвителей и лечебно-трудовых профилакториев проголосовали 80% респондентов.
Одним из инициаторов возобновления советских методов борьбы с алкоголизмом стала в марте 2014 года бывшая глава Минздрава Вероника Скворцова, которая считала, что соответствующие учреждения должны работать не в системе здравоохранения и взимать плату за услуги.
В том же 2014 году министр внутренних дел Владимир Колокольцев поддержал эту идею, заявив, что в последние годы в России отмечается устойчивая тенденция роста преступлений, совершаемых в нетрезвом состоянии.
Ранее, весной 2012 года, с предложением возродить вытрезвители выступал главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн, который сообщал, что в России до 40% населения злоупотребляет алкоголем, 2% населения страдает алкоголизмом с психическими расстройствами и еще 10% страдает алкоголизмом с соматическими расстройствами.