На Западе провели очередной эксперимент, чтобы проверить, какие идеи распространяет телевидение РФ, ранее обвиненное в использовании пропаганды. Американец российского происхождения, писатель Гари (Игорь) Штейнгарт решил целую неделю смотреть российские государственные каналы - "Первый", НТВ и "Россию", чтобы выяснить, станет ли он испытывать такую же сильную любовь к президенту России Владимиру Путину, какую, по данным опросов, чувствует большинство россиян. В процессе эксперимента мужчина отметил несколько характеристик главных российских каналов, а своими наблюдениями поделился с читателями The New York Times. По его мнению, он разгадал главный секрет: в чем журналисты пытаются убедить россиян и как они это делают.
По мнению Штейнгарта, телевидение РФ отличается трепетным отношением к политике президента и пытается популяризовать особые "духовные скрепы". В частности, писатель обратил внимание на абсурдность происходящего на экране. По словам Штейнгарта, он наблюдал в передачах "карликов азиатской внешности, которые стреляли друг в друга конфетти, номер атлетичных танцоров во славу российских побед на Олимпиаде в Сочи, двух мужчин в костюмах медведей, которые танцевали брейк" и другие необычные сюжеты. "Российское телевидение любовно сохранило все эры американской и европейской поп-культуры и бесконечно комбинирует их по-новому, чем абсурднее, тем лучше", - считает писатель.
При этом европейские ценности на российском телевидении не признают, констатировал мужчина, перевоплотившийся во внимательного зрителя. В частности, по словам Штейнгарта, в некоторых передачах содержалось четкое послание о том, что Россия "никогда не поддастся на соблазн слабовольной толерантности", в отличие от Европы, отказавшейся от гомофобии. Такую идею, по мнению автора заметок, должно донести до аудитории издевательство над бородатой певицей-трансвеститом Кончитой Вурст.
- "Российская пропаганда": не факты, а эмоции
Зато, как указал Штейнгарт, россиянам стремятся внушить другие духовные ценности. Однако происходит это с поправкой на ситуацию в современном мире. Например, для российского телевидения характерны целомудренные до смешного фильмы и сериалы и откровенные шоу. Так, в передаче "Мужское/Женское" рассказывалось про женщину, которая, чтобы узнать, кто отец ее ребенка, заставила сдавать анализы ДНК чуть ли не всех мужчин деревни.
Автор обратил внимание не только на поведение героини, которое не особенно соответствует пресловутым "духовным скрепам", но и на то, что женщина не дает отпора, когда ведущие и зрители ее унижают. Штейнгарт предположил, что подобное смирение - одна из ценностей, которые проповедует российское ТВ. А в качестве примера идеальных жителей России мужчина привел героев фильма "Белые ночи почтальона Тряпицына": скромный служащий, который не пьет и не курит, и его благоверная, которая умеет все, даже "стрелять из ружья" и "ловить уток". Эти навыки пригодятся россиянам в условиях наступающего кризиса, иронизировал Штейнгарт.
Именно кризис, когда "цена нефти Brent и курс рубля падают", по мнению автора заметок, повышает "накал пропаганды на российском телевидении". Штейнгарт предположил, что популярность Путина сохранилась на прежнем уровне, несмотря на "обнищание подданных", именно благодаря журналистам. Стратегия СМИ, по мнению автора, проста. Во-первых, вина за экономическое положение возлагается на Запад и его санкции. Во-вторых, в число врагов попала и Украина, которую изображают как сборище "нацистов и фашистов с факелами". Поскольку почти все российские семьи пострадали от войны с нацистской Германией, апелляция к тем образам - умелый ход, чтобы отвлечь россиян, считает Штейнгарт.
В числе пропагандистских штучек автор отметил поведение ведущих, которые говорят не нейтральным голосом, как положено новостникам, а "таким же тоном, как Путин в своих публичных выступлениях". "Это тон, который можно описать словами "из моих уст звучит неоспоримая мужская правда", - указывает Штейнгарт.
Писатель также рассказал, как повлияла на него неделя, проведенная за просмотром российских телеканалов. Автор заранее предполагал, что может почувствовать себя дурно, и на всякий случай запасся успокоительными, снотворными и обезболивающими препаратами. По всей видимости, лекарства ему пригодились. Штейнгарт отметил, что его начали мучить кошмары и фобии. По ночам снились фашисты в Киеве, а просыпаясь, он боялся, что Россия закроет границы и ему придется прожить здесь остаток жизни. Кроме того, он рассказал, что ужасался тому, что бы с ним стало, если бы родители не вывезли его за границу.
Под конец эксперимента, по словам Штейнгарта, он уже не мог смотреть новости, не "зарядившись" алкоголем. "Какое мощное оружие это путинское телевидение. Как искусно оно комбинирует ностальгию, злобность, паранойю и ленивый юмор; как быстро оно одновременно притупляет органы чувств и раздувает твое негодование", - не то восхищается, не то сетует автор. Он указывает, что, похоже, раскрыл главный "секрет" телеканалов: они пытаются создать у обычного человека, раздраженного из-за экономического кризиса, "вороватых начальников и вороватых дорожных инспекторов", ощущение гордости и осознание того, что он живет в сверхдержаве. А проблемы - необходимое зло, которое сопутствует этому благостному ощущению.
"Страдать и выживать - вот в чем, должно быть, смысл быть русским. Так было в прошлом и так будет вечно. Вот фантазия, которой каждый вечер потчуют на Первом канале, на "России-1", на НТВ", - заключает автор, указывая, что с удовольствием после завершения эксперимента выключил телевизор и уехал из России, пишет InoPressa.
"Российская пропаганда": не факты, а эмоции
Отметим, что это уже не первый подобный эксперимент. Осенью прошлого года журналист издания Business Insider Виталий Каценельсон - также выходец из России, проживающий в США, - решил на протяжении недели пользоваться только российскими средствами массовой информации, отказавшись от альтернативных источников. Он смотрел "Первый канал" и читал газету "Правда" и по истечении семи дней признался, что сам практически поверил тому, что там говорится. "Пропаганда России работает, заставляя ваше правое полушарие мозга (эмоциональное) преобладать над левым (логическим), одновременно засоряя все ваши логические фильтры... Факты - это не то, чем обеспокоено российское ТВ. Только эмоциональные образы", - указал журналист, пояснив, что потребители российских государственных СМИ даже не станут читать западную прессу, потому что уже заранее считают ее лживой.
Поймав "утку" о пяти миллиардах долларов, которые якобы были потрачены США на дестабилизацию обстановки на Украине, он выяснил, откуда берет начало эта информация. Журналист отметил, что в Америке действительно инвестировали именно эту сумму в украинскую экономику, но не во время протестов, а на протяжении 23 лет, с 1991 года. Другой пример - указание на то, что Украина является родиной Степана Бандеры, отряды которого сотрудничали с армией Гитлера. Из-за частного упоминания этого персонажа создается ощущение, будто вся страна наводнена "бандеровцами", указывает Каценельсон. Он соглашается, что на Украине есть и националистически настроенные активисты, но не в таких количествах.
Автор материала уделил внимание тому, как телеканалы преподносят зрителям фигуру президента. По его мнению, Путин выглядит как "трудолюбивый президент", который заботится о россиянах. Путин фигурирует в новостях не менее 25% эфирного времени. Он делает выговоры министрам, он всегда откровенен, жесток и знает, что делать. Кроме того, по мнению Каценельсона, СМИ особо делают упор на то, как сильно повысился уровень жизни за время президентства Путина, упуская из виду, что благодарить за это надо в первую очередь повышение цен на нефть с 14 до более чем 100 долларов за баррель, и не указывая, что с такими ресурсами можно было бы сделать намного больше.
Журналист обращает внимание на антиамериканские настроения в российском обществе, их также поддерживают СМИ: вероятно, это позволяет отвлекать внимание россиян от слабости российской экономики и других проблем. А санкции - отличный предлог, чтобы свалить экономический кризис на них, предполагает Каценельсон.
Похожие эксперименты, связанные с пристальным изучением прогосударственных СМИ, ставились и в России. В частности, журналист Андрей Шипилов рассказал, как весь день слушал радио и пришел в ужас от того, что "кулаки стали наливаться свинцом от ненависти к бендеровским фашистам-националистам", и он готов был защищать Россию от "американской агрессии". А журналист Кирилл Мартынов вычленил несколько техник манипуляций, анализируя материалы российских СМИ: это освещение события вне контекста, прямая ложь, увод разговора в сторону и рассказы о том, что "у соседей еще хуже".