Сообщниками следователя по особо важным делам главного следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ Андрея Гривцова, подозреваемого в покушении на получение крупнейшей в истории этого ведомства взятки, были бывший заместитель прокурора Центрального округа Москвы Руслан Паркин и начальник отдела по противодействию экстремизму ГУВД Москвы Сергей Хацернов, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на президента концерна "Росэнергомаш" Владимира Палихату, которого шантажировал следователь.
Ранее было известно имя только одного подельника Гривцова - безработного Сергея Керимова, который был задержан в момент извлечения из ячеек банка "Интеркоммерц" восьми миллионов долларов. Как уточняет газета "Время новостей", эта сумма должна была стать первым траншем, переданным Гривцову Палихатой. Остальные семь миллионов долларов стороны "договорились" передать через некоторое время.
По данным следствия, в конце 2009 года Владимиру Палихате и его адвокату Михаилу Вытнову стали поступать звонки от Гривцова и Паркина с просьбой явиться в ГСУ СКП для дачи показаний в качестве свидетелей по делу о рейдерском захвате комплекса зданий научно-исследовательского института эластомерных материалов и изделий, по которому проходил друг Палихаты - бизнесмен Николай Нестеренко, арестованный по обвинениям в организации преступного сообщества и мошенничестве в особо крупных размерах. Оба обвинения были связаны с причастием Нестеренко к рейдерским атакам в Санкт-Петербурге и Москве.
По словам Палихаты и Вытнова, на встрече в ГСУ Гривцов сказал им, что в ближайшее время они могут стать обвиняемыми по этому делу. Когда же адвокат Вытнов поинтересовался, есть ли какие-то конкретные доказательства их причастности к данному преступлению, следователь Гривцов ушел от ответа. При этом он, как позже жаловался адвокат, пояснил, что можно избежать уголовного преследования, если Палихата согласится заплатить 20 млн долларов. Бизнесмен попросил несколько дней на размышление, сославшись на то, что все деньги у него вложены в бизнес и вывести их из оборота непросто. Следователь согласился и сказал, что связь будут держать через адвоката Паркина.
Следующая встреча сторон состоялась в одном из ресторанов Москвы. Помимо Гривцова и Паркина на ней присутствовали еще двое мужчин, представленных бизнесмену и адвокату как Сергей Керимов и Сергей Хацернов. В ходе беседы, которая фиксировалась сотрудниками спецслужб, было достигнуто соглашение о снижении суммы взятки с 20 до 15 миллионов долларов, а также оговорено, что сумма будет передана шантажистам двумя траншами.
13 января адвокат Палихаты заложил в ячейки банка вместо денег муляжи, при попытке забрать которые, 14 января был арестован сообщник Гривцова Сергей Керимов. На следующий день следователь Гривцов был задержан в своем служебном кабинете, а вечером того же дня Басманный районный суд Москвы выдал санкцию на арест обоих задержанных.
Поскольку адвокат Паркин и полковник Хацернов скрылись от следствия, их объявили в розыск. По данным источника "Времени новостей" в СКП РФ, Хацернов, являющийся ветераном войны в Афганистане и двух чеченских кампаний, находится на одном из горнолыжных курортов Италии.
Как отмечает "Коммерсант", полковник Хацернов считался одним из ведущих сотрудников отдела по противодействию экстремизму ГУВД и участвовал в раскрытии практически всех терактов, совершенных в Москве. В частности, в 2003 году он вычислил в подмосковном поселке Толстопальцево базу чеченских террористов, организовавших взрывы на Тверской и на фестивале "Крылья", а также сыграл важную роль в задержании участников банды скинхедов Артура Рыно и Павла Скачевского.
Газета напоминает, что Гривцов виновным себя не признал, заявив, что его подставили. На заседании Басманного райсуда, избиравшего ему в минувшую субботу меру пресечения в открытом режиме, подсудимый и его адвокаты утверждали, что задержание было произведено незаконно.
В свою очередь, президент "Росэнергомаша" Владимир Палихата сообщил изданию, что Нестеренко никогда не являлся его сотрудником, помощником или партнером. "С Нестеренко нас связывают дружеские отношения, - отметил бизнесмен. - А тот факт, что в свое время мы посещали один спортклуб, еще не является подтверждением нашей совместной предпринимательской деятельности, как это пытался представить следователь Гривцов".