Судьба еще одного ученого вновь оказалась в центре внимания в связи с публикацией в газете "Коммерсант". Известный красноярский физик Валентин Данилов, обвиняемый в шпионаже, из камеры следственного изолятора утверждает, что следователи ФСБ превосходят в умении даже мастеров пыток с Тайваня.
Ученый физик Валентин Данилов, обвиненный в шпионаже в пользу Китая, останется в красноярском СИЗО, по крайней мере, до 16 июля. Краевая прокуратура продлила на месяц срок его содержания. Аргументы следствия √ Данилов не успел ознакомиться с материалами дела. Адвокатам не помогли ходатайства крупнейших красноярских политиков и ученых. Кроме того, тюремная санчасть уверена: 16 гипертонических кризов √ не повод выпускать Данилова на свободу до суда.
53-летний директор теплофизического центра Красноярского технического университета в 99-м подписал с китайской государственной компанией контракт на создание испытательного стенда. Он должен был моделировать процессы, происходящие со спутником в открытом космосе. Без ведома ФСБ такой договор вряд ли мог быть заключен. Но Валентина Данилова арестовали спустя месяцы, когда китайцы приехали проверять исполнение контракта. Граждан КНР отпустили восвояси, исполнение работ прервано. Лаборатория теперь должна вернуть заказчику более 50 тысяч долларов предоплаты.
Следователи, кроме шпионажа, предъявили Данилову обвинение в мошенничестве. Якобы ученый использовал выделенные китайцами деньги в личных целях. Никаких доказательств этому не найдено, но судебные приставы уже арестовали все ценное в небогатой квартире ученого с окладом в 2000 рублей. Корреспонденту "Коммерсанта" удалось взять интервью у Валентина Данилова. По его ученого, "само следствие отрицает корыстный мотив моих действий". Значит, обвинение в мошенничестве рушится на глазах. В том же интервью Данилов признается, что близок к инфаркту.
Суд над Валентином Даниловым будет закрытый. Защита надеется, что судьи обратят внимание на результаты независимой экспертизы. Они доказывают: сведения, предложенные китайцам, рассекречены еще в 92-м году. Каким бы ни был приговор, российским ученым есть над чем задуматься. Привлекать иностранные инвестиции становятся опасно. ФСБ доказывает, что статья 275 "Измена в форме шпионажа" может толковаться сколь угодно широко.