В Москве завершились переговоры по ядерной проблематике между Ираном и "шестеркой" посредников в лице пяти постоянных членов Совбеза ООН (РФ, Китай, США, Великобритания и Франция) и Германии. Следующий раунд пройдет 3 июля в Стамбуле, сообщила участница встречи, глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон. Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили отметил, что московские переговоры были более серьезными и реалистичными, чем предыдущие в Багдаде. А замглавы российского МИДа Сергей Рябков признал, что разногласия "шестерки" и Ирана "очень значительные".
Иранское телевидение сообщило, что "шестерка" просит дополнительное время для рассмотрения предложений Ирана в ответ на пакет предложений, сделанных ему в Багдаде. В Москве иранская сторона сделала ряд развернутых предложений и дала подробные объяснения своей позиции.
Иран продолжает настаивать на том, что обогащение урана в мирных целях является его неотъемлемым правом. "Это ключевые элементы, которые мы подняли в наших предложениях", - цитирует Джалили ИТАР-ТАСС.
- Эксперт по Ирану: переговоры спасли Путин и Обама
По итогам московских переговоров он также заявил, что Иран полностью готов к сотрудничеству с Международным агентством по атомной энергии, но в обмен на снятие принятых ранее санкций в отношении республики. "Мы воспользовались возможностью, чтобы точно, основываясь на документах, доказать действия, которые были осуществлены в отношении Ирана, незаконны, - добавил он. - Мы также объяснили, почему считаем резолюцию СБ ООН незаконной".
"Мы ранее заявляли, что нам необходимо 20-процентное обогащенное топливо, и мы собираемся его использовать, поскольку оно необходимо для одного миллиона иранских пациентов, больных раком. Это будет прекрасная мера укрепления доверия", - подчеркнул Джалили.
По его словам, Иран заявлял, что готов купить это топливо. "Но нам этого топлива не дали. И согласно нашему праву, указанному в договоре о нераспространении ядерного оружия, наши ученые смогли обогащать уран", - заявил иранский представитель.
"Шестерка" стоит перед выбором, хочет ли она выбраться из прошлого тупика в переговорах по иранской ядерной программе и двигаться вперед", сказал он. Джалили предупредил, что нефтяное эмбарго, которое ЕС планирует ввести против Ирана, помешает процессу переговоров "шестерки" с Тегераном. Ранее Евросоюз заявил, что вводит нефтяное эмбарго против Ирана с 1 июля.
При этом, по словам французского дипломатического источника, вопрос о новых санкциях ЕС против Тегерана в ходе дискуссий не поднимался. А главным "плюсом" переговоров он считает то, что Иран "детально объяснил, что он от нас ожидает". Ранее представители этой страны избегали подробного изложения своих взглядов на ядерное досье, пояснил он.
В свою очередь, Кэтрин Эштон заявила, что на московских переговорах стороны впервые провели настоящие дискуссии по технической стороне решения проблемы. "У нас уже был первый ответ по сути наших претензий. Сегодня мы решили тот путь, по которому надо продвигаться", - цитирует ее РИА "Новости".
По словам Эштон, на следующей встрече на уровне технических экспертов в Стамбуле "у нас будет возможность обсудить детально, в полном объеме, вопросы, которые были подняты в ответе Ирана на наши предложения". Она добавила, что "шестерка" по-прежнему настаивает на том, чтобы Иран прекратил обогащение урана до 20-процентного уровня и вывез наработанные запасы.
Замгоссекретаря США Венди Шерман заявила, что прежде чем требовать от Запада гарантий на право Ирана на мирный атом, Тегеран должен развеять опасения международного сообщества по поводу своей ядерной программы. "Иран должен предпринять конкретные шаги по поводу обеспокоенностей международного сообщества, и на данном этапе нет смысла говорить о правах. У них есть обязательства в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, резолюциями Совбеза ООН и резолюциями Совета управляющих МАГАТЭ, и эти обязательства они должны выполнить", - добавила американский дипломат.
Шерман также напомнила, что Запад уже несколько раз предлагал провести Ирану экспертные консультации по вопросу обогащения Тегераном урана до 20%, однако иранская сторона не соглашалась на это. Так она ответила на вопрос журналиста о том, почему Запад, по заявлению Ирана, ранее не соглашался на проведение экспертных консультаций, а после переговоров в Москве согласился, поясняет "Интерфакс".
"Очень значительные" разногласия и угроза войны
"Сейчас важно продолжить процесс сближения позиций, который начался. Никаких отклонений от конкретики не было", - заявил, в свою очередь, замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Он признал, что разногласия "шестерки" и Ирана "очень значительные". "Именно поэтому было проведено пять полноформатных заседаний, а также много двусторонних встреч", - заметил он.
Впрочем, французский дипломатический источник по итогам московского раунда выразился еще более веско: "Между нами сохраняются огромные разногласия", - цитирует его "Интерфакс". Помимо уже привычных, есть и принципиально важные терминологические разногласия, подчеркнул он. Так, по словам источника, юридического термина "право на обогащение урана" не существует. Поэтому международное сообщество в будущем может признать исключительно право Ирана на мирное использование атомной энергии.
США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
"Шестерка", в которую входят представители России, Великобритании, Китая, США, Франции и Германии, с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.
Между тем Израиль ранее потребовал от "шестерки" довести до иранской стороны, что если на московском раунде переговоров не будет серьезных подвижек, то в отношении Ирана будут предприняты военные акции. А эксперты убеждены, что Израиль не пойдет на такие меры в одиночку, без поддержки с США. Американские же аналитики предупреждают: последствия развития событий по силовому сценарию непредсказуемы, и это негативно отразится на шансах Барака Обамы на переизбрание.
Эксперт по Ирану: переговоры спасли Путин и Обама
Еще до завершения второго и последнего дня переговоров в Москве директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров высказал РИА "Новости" мнение, что их можно было назвать безрезультатными и даже провальными - их фактически спасли Владимир Путин и Барак Обама.
Эксперт убежден, что на ход московского раунда большое влияние оказало заявление лидеров США и России, в котором они признали право Ирана на использование ядерной энергии в мирных целях. "Заявление стало некой негласной командой основным переговорщикам, что вектор развития диалога в Москве должен идти именно таким образом", - заключил он.
В целом он точно предсказал итоги переговоров: "Во-первых, вероятно, будет заявление о том, что по некоторым вопросам у сторон обозначилось ясное понимание, куда идти. Во-вторых, европейская сторона, без сомнения, отметит более конструктивный подход Ирана. В-третьих, после заявления президентов России Владимира Путина и США Барака Обамы, "шестерка" отметит, что возможности политико-дипломатического урегулирования еще не исчерпаны", - предположил Сафаров.
Также он предсказал, что будет названо новое место и время очередного раунда переговоров - как сказано выше, он намечен на 3 июля в Стамбуле.