Ученый Игорь Решетин, осужденный в 2007 году на 11,5 лет строгого режима по обвинению в шпионаже в пользу Китая, освобожден условно-досрочно. Об этом со ссылкой на родственников ученого сообщает "Радио Свобода".
Ранее суд скостил Решетину срок до семи лет. В итоге с учетом УДО он провел в заключении шесть лет и восемь месяцев.
Сейчас Решетин уже находится со своей семьей, сообщил журналистам отец освобожденного - профессор, доктор физико-технических наук, лауреат Ленинской премии Андрей Решетин. "Игорь пока еще в "виртуальном" состоянии - мы как будто бы не поняли, что произошло, в каком мире мы сейчас живем", - добавил он.
- Дело "политзаключенной" Таисии Осиповой разваливается
Между тем коллеги Решетина назвали его досрочное освобождение "исключением". "Освобождение Решетина по УДО - это исключение из правил, причем довольно циничное: его освободили всего за несколько месяцев до окончания срока", - заявил академик и правозащитник Юрий Рыжов, который добивался справедливого суда для Решетина.
Тем временем в заключении по-прежнему находится коллега Решетина по компании "ЦНИИМАШ-Экспорт" - главный экономист предприятия Сергей Визир, осужденный в рамках того же дела на 11 лет колонии.
Еще два фигуранта "шпионского" дела - зампредседателя экспертной комиссии Михаил Иванов и помощник гендиректора Александр Рожкин - ранее были освобождены по УДО.
Дело ученых-"шпионов"
Игорь Решетин возглавлял компанию "ЦНИИМАШ-Экспорт". Его и его коллег обвинили в передаче Китаю документов, якобы содержащих "двойные технологии" в космической области. Обвинения были предъявлены, несмотря на то что у ЦНИИМАШ имелось официальное разрешение российской экспортной комиссии, которая проверяет наличие таких технологий в экспортируемом товаре.
Уголовное дело было инициировано ФСБ в 2003 году. Его расследование заняло почти три года. В октябре 2005 года сотрудников "ЦНИИМАШ-Экспорт" арестовали.
Обвинение сочло, что "ЦНИИМАШ-Экспорт" передавал технологии двойного назначения Китаю посредством научно-технических отчетов. Они якобы содержали информацию, которая "внесла существенный вклад" в создание оружия массового поражения. Какой именно вклад, нигде в обвинении не уточнялось. Единственное слово, прозвучавшее в речи гособвинителя по существу, - "углепластик". Из этого материала делают как боеголовки, так и детали самолетов, удочек и велосипедов, отмечает сайт tvscience.ru.
Кроме того, суд так и не прояснил, какие именно технологии из списка контролируемых ФСБ были созданы "ЦНИИМАШ-Экспортом".
Еще одна примечательная деталь в том, что доставлялись "контрабандные" отчеты заказчику с помощью всемирно зарекомендовавшей себя компании DHL. Они с 1998 по 2001 года беспрепятственно проходили через таможенный досмотр и привлекли внимание компетентных органов лишь через годы.
Никто из осужденных своей вины не признал. Решетин настаивал на том, что работа его компании касалась вопросов только мирного освоения космоса. По мнению ученого, одним из вероятных мотивов уголовного преследования стала борьба Минобороны и Росвооружения с конкурентом в виде ЦНИИМАШ.
По этому делу также обвинялся 47-летний сотрудник "ЦНИИМАШ-Экспорт" Сергей Твердохлебов. Но до приговора он не дожил. В СИЗО этот ранее здоровый, по впечатлениям коллег, человек дал показания против Игоря Решетина и Сергея Визира и впоследствии неожиданно умер от инфаркта.
Игорь Решетин был включен в так называемый список российских политзаключенных. По поручению прошлого президента РФ Дмитрия Медведева Генпрокуратура изучила дела ученых-"шпионов" и других политзаключенных, но решила, что все они, кроме активистки "Другой России" Таисии Осиповой, были осуждены абсолютно законно.
Это не первое дело, связанное с обвинением российских ученых в шпионаже в пользу других стран. Так, в 2004 году сотрудник Института США и Канады Российской Академии наук Игорь Сутягин был осужден по статье 275 УК РФ на 15 лет лишения свободы. Его признали виновным в передаче сведений, составляющих гостайну, иностранным представителям. В 2005 году правозащитная организация Amnesty International признала Сутягина, политзаключенным. В мае 2011 года Европейский суд по правам человека признал нарушения в отношении Сутягина и обязал Россию выплатить ему 20 тысяч евро в качестве возмещения нематериального ущерба.
9 июля 2010 года тогдашний президент России Дмитрий Медведев подписал указы о помиловании четырех граждан России, в том числе и Сутягина в обмен на 10 человек, задержанных в США по обвинению в шпионаже в пользу РФ. Обмен состоялся в Вене.
Также на сегодняшний день в заключении по-прежнему находится физик Валентин Данилов, осужденный на 13 лет колонии строгого режима также по обвинению в шпионаже в пользу КНР.