Стремительная выдача российских паспортов крымчанам после присоединения полуострова к России, как оказалось, до сих пор затронула не всех жителей республики. Значительная часть заключенных, находящихся в исправительных учреждениях Крыма и Севастополя, по-прежнему остаются без российского гражданства, что лишает их возможности, к примеру, оформить пенсию. В неопределенном положении находятся и те, кто пожелал вернуться на Украину: российские и украинские чиновники никак не могут согласовать процедуру экстрадиции.
Согласно данным пресс-бюро Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), в двух крымских колониях и СИЗО содержатся 3111 заключенных, из которых гражданами РФ пока пожелали стать 1233 человека, а 745 уже получили паспорта РФ, пишет "Коммерсант". При этом остальные остаются иностранными гражданами, отбывая сроки на территории РФ по приговорам, приведенным в соответствие с российским законодательством.
Сложность положения заключенных с украинскими паспортами либо вовсе без паспортов заключается в том, что они не имеют права оформлять пенсию, инвалидность и, к примеру, вступать в наследство, пояснил газете член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин.
Трудности возникли и у тех, кто потребовал экстрадиции на Украину из колоний Крыма. Как сообщила в начале июня текущего года уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, лишь 18 крымских заключенных заявили о желании сохранить украинское гражданство, а 22 зэка продолжают требовать, чтобы их экстрадировали на Украину.
В результате чиновники двух стран не смогли договориться о форме передачи заключенных. Ситуация находится в "стадии переписки", как заявили в офисе украинского омбудсмена Валерии Лутковской. Неофициальная формулировка была жестче: "Ситуация уже несколько месяцев как застопорилась, граждан Украины, находящихся в Крыму в местах лишения свободы, нам не передают".
Как объяснили в пресс-службе Лутковской, в начале февраля 2015 года к уполномоченному Верховной рады Украины по правам человека поступило обращение от ее российской коллеги Эллы Памфиловой с просьбой 22 осужденных перевести их на материковую территорию Украины для дальнейшего отбывания наказания. Российская сторона предложила передать заключенных украинской по нормам Европейской конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года. На это Лутковская возразила, что применение норм конвенции юридически невозможно, поскольку "ООН и Совет Европы поддержали территориальную целостность Украины, а Крым является временно оккупированной территорией".
В качестве альтернативы украинский омбудсмен предложила правительствам Украины и России проработать другие механизмы передачи осужденных, после чего МИД и Минюст Украины взялись за разработку специального закона, а офис Лутковской составил проект меморандума омбудсменов Украины и России о введении ad hoc механизма перемещения осужденных, уточняет газета.
В российском Минюсте сообщают, что запускать процедуру передачи заключенных не хочет украинская сторона. В пресс-службе ведомства утверждают, что направили в Минюст Украины обращение с просьбой рассмотреть вопрос об экстрадиции согласно конвенции о передаче осужденных, но "ответы Министерства юстиции Украины до настоящего времени не поступили".
Часть заключенных в Крыму не может получить медпомощь
Ранее СМИ сообщали и о других трудностях, которые испытывают заключенные в Крыму. К примеру, те, кто находится в крымских колониях с украинским гражданством, не могут получить медицинскую помощь, сообщала "Медиазона".
"На сегодня имеют место серьезные проблемы с медициной. Большинство из тех, кто находится у нас в СИЗО и колониях, - иностранцы, - сетовала уполномоченная по правам человека в Крыму Людмила Лубина. - А раз они иностранцы, они не имеют полисов медицинского страхования. А без полиса получить помощь в больницах и медико-санитарных частях они не могут. У нас практически нет лекарств".
При этом врио начальника медуправления ФСИН Александр Преклонский уверял, что "ситуация далеко не так драматична". "Сейчас идет динамичное решение вопроса о комплектации кадров медицинской службы. Кроме этого, у нас вообще нет проблем с лекарственным обеспечением", - заявил исполняющий обязанности. По его словам, сейчас в крымском УФСИН создается медико-санитарная часть.