Генеральный прокурор России Юрий Чайка поддержал внесенный в Госдуму законопроект о создании Следственного комитета Генпрокуратуры РФ, ограничивающего функции сотрудников ведомства, но, вместе с тем, высказался за сохранение баланса полномочий между следователем и прокурором. "Генеральная прокуратура России, как уже неоднократно говорилось, является сторонником идеи разделения функций расследования преступлений и надзора за ним, создания в стране единой службы расследований и в этой связи поддерживает концепцию предложенного законопроекта о создании Следственного комитета Генпрокуратуры России", - заявил Чайка.
При этом он отметил, что "предложенные изменения касаются не только организационного построения органов прокуратуры, а прежде всего - норм уголовно-процессуального права, регламентирующих процедуру расследования уголовных дел", передает "Интерфакс".
Чайка отметил, что здесь важно соблюдать баланс полномочий между следователем и прокурором. Он считает, что необходимо обеспечить полноценную самостоятельность следователя, однако при этом нужно следить за тем, чтобы расследования проводился законными способами и методами. Кроме того, важно гарантировать безусловное соблюдение прав всех участников процесса - подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и их адвокатов, подчеркнул Чайка. "То есть, самостоятельность следователей, руководителей следственных подразделений одновременно должна сопровождаться и качественным прокурорским надзором за соблюдением законности в их деятельности", - добавил Генпрокурор.
По его мнению, "несоблюдение этого баланса может привести к нарушению принципа состязательности - основного принципа российского уголовного процесса".
Касаясь концепции законопроекта, Генпрокурор высказал согласие с тем, что "руководство следствием и организация этой работы представляют собой специфический вид деятельности и должны получить большую самостоятельность".
"Именно о таком подходе я докладывал президенту России сразу же после моего назначения. На первом этапе на уровне Генпрокуратуры России и прокуратур субъектов РФ функции организации и проведения расследований и надзора за законностью в ходе расследований были организационно разделены между разными руководителями. Один - несет ответственность за организацию следствия, другой - осуществляет надзор за соблюдением закона при расследовании. Такая практика уже сейчас приносит положительные результаты", - отметил Чайка.
По его словам, "закрепление этого подхода на законодательном уровне даст нам возможность в экспериментальном режиме оценить, как будет развиваться ситуация, с какими трудностями мы столкнемся на пути дальнейшего реформирования, эффективность новой структуры в борьбе с преступностью, защиты конституционных прав граждан и обеспечения для них доступа к правосудию".
"Таким образом, к предстоящей серьезной работе мы готовы и сделаем все от нас зависящее для достижения объективно положительного результата, - сказал Генпрокурор. Эти тезисы, по его мнению, необходимо учесть при дальнейшей работе над законопроектом в Государственной Думе.
Отметим, поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон "О прокуратуре", предусматривающие создание в структуре Генеральной прокуратуры самостоятельного следственного комитета, были внесены в Госдуму две недели назад двумя депутатами из "Единой России". Однако комитет Госдумы по безопасности не смог дать заключение на законопроект, лишающий прокуратуру следственных функций. Депутаты объясняют это тем, что политическое решение о необходимости реформы не принято.
Депутаты предложили создать самостоятельную вертикаль - Следственный комитет Генеральной прокуратуры и его управления на региональном уровне, а также в структуре специализированных прокуратур. Начальник комитета будет иметь статус первого заместителя Генпрокурора, но назначать его будет Совет Федерации по представлению президента, а его заместителей - президент по представлению главы Следственного комитета.
В компетенцию главного следователя переходит решение остальных кадровых вопросов в рамках следственной вертикали. Процессуальные полномочия будут урезаны для самих прокуроров: они лишатся права возбуждать и прекращать уголовные дела, участвовать в предварительном расследовании и давать руководящие указания следствию. Таким образом, им останутся только надзорные функции (как следствие соблюдает закон при расследовании) и поддержание обвинения в суде. За прокурорами сохранится также право изымать дела у одного органа и передавать другому, возбуждать и расследовать дела в отношении самих следователей.