Общественная палата России решила заняться учетом посещаемости парламентариями заседаний Госдумы и Совета Федерации. О результатах она обещает информировать систематически, не реже раза в квартал, сообщает "Интерфакс", ссылаясь на заявление Совета ОП.
Как отметили в палате, СМИ не раз обращали внимание на отсутствие многих депутатов и сенаторов во время парламентских голосований.
"Трудно рассчитывать на рост доверия к принимаемым законам, когда граждане видят депутатов, мечущихся по залу Думы, чтобы успеть проголосовать за всех отсутствующих. Трудно призывать граждан к инициативе и ответственности, к поддержке курса руководства страны, когда у них перед глазами дурные примеры", - сказано в заявлении.
"Неудивительно, что у обеих палат Федерального Собрания низкие рейтинги доверия", - подчеркивают члены палаты.
- Представитель России в Страсбурге прогулял и судебное слушание, и заседание Госдумы
- Как было в дореволюционной России: тома объяснительных и крупные штрафы
Они рассчитывают, что руководство партий, представленных в Госдуме, а также органы власти субъектов Федерации присоединятся к усилиям по повышению доверия к высшим органам законодательной власти России.
Вопрос о дисциплине не раз поднимался и самими депутатами. Так, еще в 2004 году вице-спикер Думы Любовь Слиска выразила возмущение тем, что после перерыва в дневном пленарном заседании в зал вернулись лишь около 100 народных избранников вместо положенных 450. При этом после регистрации табло показало наличие в зале 410 человек.
"Попрошу снять шапки-невидимки", - отреагировала тогда Слиска и пообещала, что вопрос о прогульщиках еще будет обсуждаться.
Однако и год спустя картина осталась прежней. Как отметила в 2005 году газета "Новые известия", злостные прогульщики составляют более половины всего депутатского корпуса, и часто доходит до того, что на обычном заседании присутствуют не более 50 человек - то есть лишь десятая часть.
Чтобы не нарушать кворума, прогульщики отдают свои карточки коллегам по фракции, и тем во время голосования приходится бегать по рядам и нажимать на кнопки вместо отсутствующих. Депутаты с пачками чужих карточек для голосования так и называются - "рядовые".
Два года спустя, в 2007 году, в Госдуме был подготовлен проект Кодекса парламентской этики, предусматривающий лишение прогульщиков их зарплат. Наблюдатели с самого начала отнеслись к нему скептически - почти все депутаты являются далеко не бедными людьми, и на их степень ответственности эта мера вряд ли повлияет. Впрочем, она пока так и остается в проекте.
Далее, в 2008 году Дума обсуждала законопроект, запрещающий депутатам-прогульщикам передавать свои карточки для голосования коллегам. Его отклонили на том основании, что "подобная норма уже содержится в законе "О статусе члена Совета федерации и депутата Госдумы" и принимать специальный законопроект на данную тему нецелесообразно".
Наконец, в 2009 году "Московский комсомолец" констатировал: прогуливать парламентские заседания уже давно считается нормой. Причем депутатов вовсе не заботит, что зал заседаний может вообще оказаться пустым: дабы не дискредитировать народных избранников государственные телеканалы иногда используют архивные съемки, на которых зал заполнен.
Благодаря этой "защите" вполне допустима такая ситуация, когда из 450 депутатов на заседании присутствуют лишь 5. Так было, в частности, 27 февраля 2009 года, утверждает газета.
Как было в дореволюционной России
В дореволюционных российских Думах начала XX века наказ (так назывался регламент) требовал непременно отчитываться в случае неявки на заседание. Хранящиеся в архиве личные дела депутатов из-за этих объяснительных - толстенные.
Если причина покажется неуважительной, штрафовали на 25 рублей (дневное денежное содержание), большие по тем временам деньги.
Известный своими экстравагантными выходками ультраправый депутат Владимир Пуришкевич как-то прогулял в 1914 году несколько заседаний, потому что уехал с санитарным поездом на фронт, а объяснительную написал в стихах: "Предпочитая слову дело, я покидаю Петроград. Здесь только речи говорят, а это мне осточертело...".
Голосовали так: "несогласные" вставали, "согласные" сидели. При тайном голосовании дело решалось шарами разного цвета. Фокусы, на которых наши народные избранники собаку съели, были просто невозможны.