Уже в самое ближайшее время начнет меняться "политическая карта" России. Как заявил в минувшую субботу в интервью "Вестям" глава фракции "Единой России" Андрей Воробьев, президентский законопроект об изменении порядка регистрации партий Госдума примет в третьем, окончательном, чтении в среду, 21 марта. Это подтвердил в понедельник "Интерфаксу" спикер Сергей Нарышкин. Таким образом, после прохождения через Совет Федерации уже в конце этой - начале следующей недели он уйдет на подпись Дмитрию Медведеву. А это значит, что уже с начала апреля десятки незарегистрированных политических структур начнут "легализоваться" по новой, облегченной процедуре регистрации в Минюсте.
В ведомстве, по данным, озвученным неделю назад, дожидаются рассмотрения почти 70 заявок. По этой цифре можно понять масштабы грядущих изменений на политическом пространстве. Картина окончательно прояснится к осени, когда пройдут первые после парламентской и президентской кампаний региональные выборы. СМИ прогнозируют сценарии в попытке понять, чем же обернется либеральная реформа - кому пойдет во благо, а кому подпортит жизнь.
В думской оппозиции переживают, что партия власти с ее неумолимо падающим авторитетом воспользуется новым законом в свою пользу, конкретно: создаст "два-три десятка управляемых партий, с помощью которых или проведет своих кандидатов, или отсечет голоса у конкурентов", сказал "Независимой газете" секретарь ЦК КПРФ Вадима Соловьев.
- Старожилов-несистемщиков потеснят три новые политические силы
- Оппозиция опасается "политического бардака"
Такого варианта не исключил и гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. По его мнению, большое число официально зарегистрированных партий, которые вот-вот появятся в России, можно будет условно разделить на три категории. В первой окажутся действительно идеологические организации типа Партии народной свободы ("Парнаса") Бориса Немцова, Владимира Рыжкова и Михаила Касьянова или "Рот-фронта" Сергея Удальцова.
Во второй категории - партии, которые создадут или для продажи, или для получения чиновниками откатов от ресурсов, выделенных на оживление политической жизни. Наконец, к третьей категории следует отнести партии-клоны, среди которых как раз и могут оказаться так называемые партии-оборотни, курируемые властью, говорит эксперт.
Впрочем, "спрятаться" за партиями-клонами единороссам будет непросто - избиратели стали более разборчивыми и довольно легко их "вычисляют", отмечает Хомяков. Он прогнозирует, что на первом этапе партийное многообразие в основном будет использоваться для помех оппозиции.
"Единую Россию" могут очищать от имиджа ПЖиВ с помощью размножения
Как бы то ни было, "Единой России" в ее нынешнем виде не выжить, полагают СМИ и предсказывают существенные перемены. Самый радикальный из сценариев - полная ликвидация ЕР как выполнившей свою историческую миссию с ее последующей заменой другой партией власти, созданной, например, на базе инициированного Владимиром Путиным Общероссийского народного фронта (ОНФ), пишет журнал "Коммерсант-Власть".
Еще один сценарий - разделение ЕР на две-три крупные партии разной идеологической направленности. На прошлой неделе телеканал "Дождь" уверял, что такое разъединение произойдет в ближайшие дни, а единороссы это категорически отрицали.
При этом наиболее вероятной версией развития событий вокруг партии обозреватель журнала считает комбинацию из нескольких сценариев. Ребрендинг вряд ли будет радикальным и, скорее всего, сведется к некоторому обновлению руководства и смягчению прежде непримиримого отношения к оппозиции, полагает он.
Не исключено, что новым лидером партии изберут Дмитрия Медведева, который, как инициатор либеральных реформ и большой любитель интернета, попытается убедить продвинутых россиян в том, что аббревиатуры ЕР и ПЖиВ ("партия жуликов и воров") - уже совсем не одно и то же.
КПРФ, ЛДПР и СР лишатся части думских кресел, а эсерам пророчат раскол
Появление в результате партреформы десятков новых партий неизбежно размоет поддержку парламентских старожилов - с огромной долей вероятности следует ждать уменьшения числа мест в Госдуме у КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России". Последней при этом пророчат еще и раскол, хотя неформальный лидер партии Сергей Миронов это категорически отрицает.
"Будущее у партии "Справедливая Россия" самое позитивное", - заявил Миронов в понедельник "Интерфаксу", опровергая, что он находится в конфликте с видным партийцем, членом оргкомитета протестных акций "За честные выборы" Геннадием Гудковым.
"Мы с Геной Гудковым товарищи, мы общаемся, находим общий язык и найдем всегда. Он считает так, я считаю иначе. Я считаю, что некоторые вещи, которые он делает, делать не надо. Но это моя личная точка зрения, причем не только как лидера партии, но и как гражданина. Он считает, что Миронов что-то не так делает. И это нормально. Это не значит, что у нас есть какое-то противостояние и желание махать шашкой", - подчеркнул лидер "Справедливой России".
По его словам, в "Справедливой России" "абсолютно все демократично". "Нет никакого диктата ни со стороны председателя партии (Николая) Левичева, ни с моей стороны как лидера партии. У нас можно спорить, не соглашаться, решения принимаются голосованием", - сказал Миронов.
Он сообщил, что планируется начать широкую внутрипартийную дискуссию о выработке стратегии развития "Справедливой России" на ближайшие пять лет. "Партия очень активно работает, и я нисколько не сомневаюсь, что в следующем избирательном цикле, конечно, мы будем побеждать. И, как бы не называло себя сегодня либерально-консервативное движение - "Единая Россия" или "Народный фронт" - мы понимаем, что их время ушло", - заключил Миронов.
Что касается остальных "системных" партий, то им придется предпринять серьезные усилия, чтобы сохранить и тем более усилить позиции в условиях роста партийной конкуренции, продолжает журнал, напоминая, что за КПРФ и ЛДПР, как и за эсеров, многие голосовали только затем, чтобы их голоса не ушли единороссам.
При этом у КПРФ позиции пока еще весьма прочные: ей по-прежнему симпатизирует существенное число россиян, и появление новых партий левого толка на их симпатиях вряд ли скажется. Но рано или поздно придется решать вопрос о лидере. Потому что голосовать за 67-летнего Геннадия Зюганова, возглавляющего партию более 20 лет, новое поколение разделяющих левые взгляды избирателей наверняка будет все менее охотно, полагает автор статьи.
Туманно выглядят в свете начавшейся партийной реформы перспективы ЛДПР. Ее судьба полностью зависит от политической и физической формы ее вождя Владимира Жириновского. Поэтому позиции ЛДПР останутся незыблемыми лишь до тех пор, пока среди новых партийных лидеров не появятся столь же яркие эпатажные фигуры - или же сам Жириновский вдруг не решит уйти на покой, делает вывод обозреватель.
Старожилов-несистемщиков потеснят три новые политические силы
Однако больше, чем системная оппозиция, от медведевской реформы пострадают старожилы-несистемщики вроде "Яблока". Ведь если для КПРФ или ЛДПР потеря пары процентов чревата лишь уменьшением числа депутатских мандатов, то у таких партий, как "Яблоко", на фоне конкуренции резко снижаются шансы пройти в парламент в принципе.
Из претендующих на регистрацию партий, по мнению журналиста "Коммерсант-Власть", особый интерес представляют лишь три политические силы. Во-первых, это пока не имеющая даже предварительного названия партия Михаила Прохорова, занявшего третье место на президентских выборах. Никто из его несистемных конкурентов таким результатом похвастать не может.
Опять же, нужно учитывать, что среди избирателей миллиардера было немало тех, кто поддерживал его лишь по принципу "за кого угодно, только не за Путина". Но в условиях активизации "рассерженных горожан" и при отсутствии других альтернатив партия Прохорова вполне может выстрелить уже на ближайших региональных выборах, особенно в крупных городах, прогнозирует автор статьи.
Во-вторых, реальным игроком на партийном поле будет стараться стать "Парнас". Однако в силу неоднозначного отношения россиян к "ельцинским демократам" и с учетом неминуемого появления на правом фланге мелких партий-спойлеров, парнасовцам придется добиваться широкой коалиции с другими видными демократами.
Наконец, третьей и потенциально весьма заметной силой являются националисты, считает обозреватель. До сих пор на этом фланге краткий триумф был только у блока "Родина", который в 2003 году при поддержке Кремля прошел в Госдуму под умеренно-националистическими лозунгами. Но, учитывая широкое распространение в стране так называемого бытового национализма, у приверженцев лозунга "Россия для русских" есть определенные политические перспективы.
Впрочем, пока более вероятен другой сценарий, согласно которому именно националистическим организациям, несмотря на либерализацию закона о партиях, Минюст продолжит упорно отказывать в регистрации, полагает журналист. Он напоминает, что теперешних националистов ни в Думу, ни даже на безобидные встречи несистемной оппозиции с президентом не пускают и регулярно "винтят" на несанкционированных уличных акциях.